Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии УДК 621.9.047 А.Н. ОСЕКОВ, А.М. КОЗЛОВ, И.Ю. КУЗНЕЦОВ КОМБИНИРОВАННОЕ МАРКИРОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ С ДИЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПОКРЫТИЕМ В статье рассмотрен механизм формирования информационных знаков, получаемых электрохимическим методом на металлических деталях с диэлектрическим покрытием. <...> Приведены технологические режимы маркирования сплавов с покрытием. <...> Главным требованием к наносимой информации является: сохраняемость индексов в течение всего срока эксплуатации (а иногда и хранения) продукции; отсутствие нагрузок, вызывающих деформацию деталей; формирование контура знаков, не создающего концентраторов напряжений и снижающего усталостную прочность материала. <...> В условиях эксплуатации изделий авиационно-космической отрасли (как и в машиностроении) требуется защита деталей от коррозии, улучшение износостойкости контактных поверхностей, придание объектам товарного вида. <...> Чаще всего это достигается путем нанесения металлических и диэлектрических покрытий, толщина которых должна составить не более 0,15-0,20 мм. <...> Металлические покрытия могут быть частью детали (легирование поверхностного слоя, диффузионные слои и др.) <...> Они, как правило, легко поддаются анодной обработке, в том числе нанесению информации [1]. <...> До последнего времени считалось, что нанесение информации на такие изделия электрохимическим методом не осуществимо. <...> Попытки вскрытия покрытия, например царапанием, не дали положительных результатов, так как многие виды поверхностных слоев при такой операции осыпаются или в них формируются знаки, не отвечающие стандартным требованиям, особенно, если продукция поставляется на экспорт. <...> Однако проблема нанесения информации через нетокопроводящий слой становится все более острой, особенно в авиационной и космической отрасли, где в случае летных происшествий необходимо точно установить адрес тех или иных деталей, узлов, агрегатов, имеющие <...>