Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 524105)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Роль библиотек в повышении профессионального уровня профессорско-преподавательского состава вузов (60,00 руб.)

0   0
Первый авторДунаева Наталья Владичевна
Издательство[Б.и.]
Страниц8
ID48042
АннотацияВ условиях смены парадигмы образования библиотеки образовательных учреждений призваны формировать умение учиться добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания., что и является определяющим в деятельности библиотеки – из пункта выдачи учебников библиотека превращается в научно-информационный центр, который постоянно совершенствует технологии обеспечения информационной поддержки образовательного, научного и культурно-воспитательного процессов.
Кому рекомендованоДля специалистов в области библиотечного дела.
Дунаева, Н.В. Роль библиотек в повышении профессионального уровня профессорско-преподавательского состава вузов [Электронный ресурс] / Н.В. Дунаева .— : [Б.и.], 2009 .— 8 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/48042

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Железнова Роль библиотек в повышении профессионального уровня профессорско-преподавательского состава вузов Переход общества к построению глобального открытого информационного пространства, о котором было провозглашено в декабре 2003г. в Женеве на первом межправительственном саммите, предполагает свободную ориентацию личности в информационной среде и более продуктивное использование накопленных человечеством информационных ресурсов. <...> Производство и потребление информации становится важной сферой приложения знаний, умений каждого, а информационная грамотность, информационная культуранеотъемлемой составляющей каждой личности, важнейшим условием ее самореализации. <...> С одной стороны, в условиях смены парадигмы образования: внедрение новых образовательных стандартов, увеличение доли самостоятельной работы, освоение дистанционного обучения библиотеки образовательных учреждений призваны формировать умение учиться добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания., что и является определяющим в деятельности библиотеки – из пункта выдачи учебников библиотека превращается в научно-информационный центр, который постоянно совершенствует технологии обеспечения информационной поддержки образовательного, научного и культурновоспитательного процессов. <...> В поле зрения библиотеки и ее основную деятельность входят такие новые аспекты деятельности как формирование информационной, экологической, полиэтнической, духовной культуры обучающихся, защита авторского права, содействие развитию новых форм вузовского и дополнительного образования. <...> С другой – активное компьютеризация, внедрение новых библиотечно-информационных технологий, создание библиотечно-информационных систем заставляет библиотекарей изменить свою ментальность: постоянного повышать свой профессиональный и образовательный уровень, осваивать ПК и другие телекоммуникативные технологии, овладевать <...>
Роль_библиотек_в_повышении_профессионального_уровня_профессорско-преподавательского_состава_вузов.pdf
Н.Дунаева, директор ЦСХНБ им. Железнова Роль библиотек в повышении профессионального уровня профессорско-преподавательского состава вузов Переход общества к построению глобального открытого информационного пространства, о котором было провозглашено в декабре 2003г. в Женеве на первом межправительственном саммите, предполагает свободную ориентацию личности в информационной среде и более продуктивное использование накопленных человечеством информационных ресурсов. Производство и потребление информации становится важной сферой приложения знаний, умений каждого, а информационная грамотность, информационная культура – неотъемлемой составляющей каждой личности, важнейшим условием ее самореализации. К настоящему времени многие из старых источников информации ушли в прошлое, Интернет позволяет беспрепятственно путешествовать по отечественному и мировому информационному пространству. С одной стороны, в условиях смены парадигмы образования: внедрение новых образовательных стандартов, увеличение доли самостоятельной работы, освоение дистанционного обучения библиотеки образовательных учреждений призваны формировать умение учиться добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания., что и является определяющим в деятельности библиотеки – из пункта выдачи учебников библиотека превращается в научно-информационный центр, который постоянно совершенствует технологии обеспечения информационной поддержки образовательного, научного и культурновоспитательного процессов. В поле зрения библиотеки и ее основную деятельность входят такие новые аспекты деятельности как формирование информационной, экологической, полиэтнической, духовной культуры обучающихся, защита авторского права, содействие развитию новых форм вузовского и дополнительного образования. С другой – активное компьютеризация, внедрение новых библиотечно-информационных технологий, создание библиотечно-информационных систем заставляет библиотекарей изменить свою ментальность: постоянного повышать свой профессиональный и образовательный уровень, осваивать ПК и другие телекоммуникативные технологии, овладевать информационной культурой для того, чтобы в современных условиях обеспечивать пользователей широким доступом к контенту не только и, может быть, и не столько, данной библиотеки, но ко всем ее отечественным и зарубежным партнерам. Систематизированная совокупность специальных знаний информационных
Стр.1
2 технологий, умений, навыков, обеспечивающих осуществление индивидуальной информационной деятельности приобретает такое же значение как основные знания, умение, на которых строится современное образование. В ходе компьютеризации модернизируются традиционные библиотечные технологии, расширяется перечень услуг, предоставляемых библиотекой, и круг ее пользователей. Происходят радикальные изменения в профессиональном сознании библиотекарей, меняется психология потребителей информации, повышается престиж библиотеки. Благодаря созданию различных информационных ресурсов, формируется новое библиотечно-информационное пространство, в рамках которого успешно развиваются интеграция и кооперация, позволяющие полнее удовлетворять информационные потребности пользователей и рациональнее использовать библиотечные ресурсы. Очень важно создавать качественную информационную систему, которая бы позволяла в полной мере реализовать такие долгосрочные цели как создание библиотечных компьютерных сетей, единого библиотечно-информационного пространства, удовлетворение самого широкого спектра информационных запросов пользователей. Следовательно, особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. При этом формирование информационной культуры, информационной грамотности должно быть специально организованным, целенаправленным процессом, предполагающим проведения обучения различных категорий пользователей информации. Сотрудники вузовских библиотек каждый день сталкиваются с проблемами недостаточной информационной грамотности, информационной культурой студентов. Пользователи современных библиотек зачастую не умеют правильно сформулировать информационные запросы, пользоваться поисковым аппаратом библиотеки; нередки случаи, когда студент не знает ни автора, ни названия необходимого ему учебника, а просит подобрать книгу по цветовой гамме. Хаотический поиск занимает значительное неэффективно затраченное время, а в итоге - полученная информация оказывается не релевантной. Результаты исследований, проведенных в ЦНБ, показали, что: - 75%-85% опрошенных пользователей ЦНБ (читателей), по-прежнему обращаются к карточному каталогу, который законсервирован с 2000г., - Электронным каталогом (ЭК) самостоятельно пользуются лишь 35%-40% опрошенных пользователей, - библиографическими пособиями – лишь 10%, - электронными ресурсами ЦНБ (БД ВИНИТИ, ЦНСХБ, РГБ, РНБ, ГПНТБ, электронными журналами издательства Шпрингер и многими другими) только 5,5%, - преподаватели зачастую не интересуются как и где студент получил ту или иную информацию. Напрашивается вывод, что основная часть информационных ресурсов ЦНБ не востребована, т.к. пользователи ЦНБ о них просто не знают.
Стр.2