ОтЛИЧИЕ ХУдОжЕСтвЕННОГО ПОЗНаНИЯ От НаУЧНОГО Как известно, наука и искусство – это разные формы отражения действительности. <...> Литература как вид искусства отражает действительность в художественных образах, несущих в себе субъективный взгляд писателя на окружающую жизнь. <...> Через восприятие художественных образов читатель получает знания о действительности, пропущенные сквозь призму отношения писателя к её проявлениям. <...> Писатель и учёный, хотя и по-разному, но делают одно общее дело – познают действительность, открывая возможность другим людям для её познания. <...> Для наглядности покажем разницу на частном примере изображения одного и того же природного явления, называемого «северное сияние». <...> Согласно научному определению, северное сияние – это свечение верхних слоёв атмосферы планет, обладающих магнитосферой, вследствие их воздействия с заряженными частицами солнечного ветра. <...> Схожее определение ученик найдёт в учебнике по географии или физике. <...> Научное знание объективно, оно отражает закономерности природного явления сухим абстрактным языком Прочитаем ли мы книгу Е.И. Исаева «Полярное сияние» (Мурманск, 1980) или книгу Ю.Г. Мизун «Полярное сияние» (М., Наука, 1983) ‒ мы прочитаем одинаковое по смыслу определение понятия «северное сияние», не зависимое от отношения учёного к самому предмету рассмотрения. <...> / 135 / ПСИХОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ А теперь откроем книгу известной писательницы из Карелии, чьи книги удостоены многих литературных премий и признания читателей, Надежды Борисовны Васильевой «Звоны поднебесья» (2014) и прочитаем её описание северного сияния. <...> Вот оно: «По звездному небу безмолвно и отрешённо двигалось в танце северное сияние. <...> Они то взрывались алым фейерверком сильных чувств, то замирали, едва пробивая тьму светлыми импульсами каких-то догадок, а то снова, набрав неистовую силу, ярко вспыхивали, зависая изумрудной короной торжествующего гимна, словно на немых клавишах играли <...>