Министерство образования и науки Российской Федерации
Владивостокский государственный университет
экономики и сервиса
________________________________________________________
И.Ю. ГРИВАНОВ
О.В. ГРИВАНОВА
С.М. ГРИВАНОВА
БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-практическое пособие
Владивосток
Издательство ВГУЭС
2010
Стр.1
ББК 68.9
Г 82
Рецензенты: Н.Г. Шкабарня, д-р техн. наук, профессор
кафедры геофизики и геоэкологии ДВГТУ;
Б.Е. Ламаш, д-р физ.-мат. наук, профессор,
зав. кафедрой метеорологии, климатологии
и охраны атмосферы ДВГУ
Г 82
Гриванов, И.Ю., Гриванова, О.В., Гриванова, С.М.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Текст]:
учебно-практическое пособие. – Владивосток: Изд-во
ВГУЭС, 2010. – 92 с.
В пособии к каждому практическому занятию даны теоретические
материалы по теме, вопросы для самоконтроля. Учебные
задания содержат адаптированные для студентов теоретические
материалы и методики расчетных заданий.
Для студентов ВГУЭС, изучающих курсы «Экология» и «Безопасность
жизнедеятельности».
ББК 68.9
Печатается по решению РИСО ВГУЭС.
© Издательство Владивостокского
государственного университета
экономики и сервиса, 2010
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является федеральной
компонентой общих гуманитарных и социально-экономических
дисциплин различных специальностей.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине «Безопасность
жизнедеятельности», – углубление и закрепление теоретических
знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельного
изучения материала.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» позволяет корректно
подходить к созданию безопасных условий труда на производстве,
которые гарантируют сохранение здоровья работающих, создают
предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности и
исключают воздействие неблагоприятных производственных факторов
на организм работающих и его потомство, позволяют снизить воздействие
на окружающую среду выбросами вредных веществ, имеющих место
в производственных помещениях.
Анализ общественной практической деятельности, включающей
многообразные формы человеческой активности, приводит к индуктивному
умозаключению о потенциальной опасности любой трудовой деятельности.
Потенциальность опасности заключается в скрытом, неявном
характере проявления неблагоприятных производственных факторов
при определенных, нередко трудно предсказуемых, условиях. Суть
опасности заключается в том, что возможно такое воздействие на человека,
которое приводит к травмам, заболеваниям, ухудшению самочувствия
и другим нежелательным последствиям. Опасность – следствие
действия некоторых факторов на человека. При несоответствии производственных
факторов, воздействующих на человека, нормативным
санитарно-гигиеническим требованиям появляется феномен опасности.
Неоднородность систем «человек – среда» – объективная основа опасности.
Материальными носителями опасных и вредных производственных
факторов являются объекты, формирующие трудовой процесс и
входящие в него: предметы труда, средства труда (машины, станки, инструменты,
сооружения, здания, земля, дороги, энергия и т.п.); продукты
труда; технология, операции, действия; природно-климатическая
среда (грозы, наводнения солнечная активность, чрезвычайные ситуации
и т.д.); флора, фауна; люди.
Актуальность данной дисциплины обусловлена тем, что при анализе
физиологии труда, особенностей психологического состояния в
чрезвычайных ситуациях и выявлении опасностей необходимо выполнять
детальную композицию происходящего процесса, что позволит
определить вредные и опасные факторы, возникающие в чрезвычайных
ситуациях.
3
Стр.3
Безопасность жизнедеятельности человека направлена на изучение
влияния производственных факторов на здоровье человека, его работоспособность
и установление таких нормативных параметров производственных
факторов, которые способствуют созданию оптимальных и
допустимых условий труда на производстве и позволяют снизить воздействие
на окружающую среду, т.е. обеспечить экологическую безопасность.
Безопасность
жизнедеятельности человека широко использует методы
«материнских наук» – химии, физики, математики, демографии,
биологии, гигиены, эпидемиологии и пр. Объединенные с помощью
системного подхода в оригинальную совокупность, они образуют методическую
базу экологической безопасности жизнедеятельности.
Практические занятия расширяют фактическую базу знаний о производственных
проблемах и путях их решения, способствуют развитию
умений устанавливать причинно-следственные связи, помогают самостоятельно
сформулировать выводы на основе фактов, проанализировать
воздействие на окружающую среду в результате производственной
деятельности.
Практические занятия позволяют также контролировать усвоение
обучаемыми студентами учебного материала.
Студенты проходят лекционный курс – 34 часа аудиторных, 17 часов
практических занятий, 51 час – самостоятельная работа.
В результате изучения дисциплины студенты приобретают компетенции
в следующих областях:
– принципы создания безопасных условий труда;
– принципы нормирования вредных производственных факторов;
– как устанавливаются классы условий труда по гигиеническим
производственным факторам и по травмобезопасности;
– обеспечение пожаробезопасности и электробезопасности на
предприятиях;
– ответственность за нарушение условий труда;
– какие вредные вещества имеют место в воздухе рабочей зоны
– принципы нормирования выбросов вредных веществ в атмосферный
воздух
– разработка мероприятий по созданию безопасных условий труда,
исключающих возникновение вредных и опасных производственных
факторов в производственных условиях;
– методика инженерных решений по соблюдению нормативных
требований производственных факторов;
– методика расчета приземной концентрации вредных веществ в
приземном слое атмосферы.
– возможности современных методов обеспечения безопасных условий
труда и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач,
4
Стр.4