Актуальные проблемы высшего музыкального образования © Леопа И. П., 2016 ДИАЛОГ КАК ИНТЕРПРЕТАЦИОННАЯ МАТРИЦА КОЛЛЕКЦИИ ПЕСЕН НА СТИХИ ИЗ «ВОЛШЕБНОГО РОГА МАЛЬЧИКА» ГУСТАВА МАЛЕРА В статье обозначены различные аспекты проявления диалога в качестве формообразующего начала в структуре песенной коллекции «Волшебный рог мальчика» Густава Малера. <...> Ключевые слова: Малер, диалогичность, трансцендентные песни, структура, интерпретация Коллекция песен на стихи из антологии старинной немецкой народной поэзии «Волшебный рог мальчика» (Wunderhornlieder), наиболее значимая из вокальных работ Густава Малера, является, наряду с тем, самой неоднозначной и интригующей в песенном наследии австрийского композитора [22]. <...> С момента публикации сборника «12 песен, юморесок и баллад из "Волшебного рога мальчика"» в 1899 году1 ведутся активные дискуссии о принадлежности собрания к какомулибо типу объединения. <...> Малер пишет о них лишь как о «юморесках для голоса с оркестром», выпущенных под одним опусом, но не о цикле, как целостном произведении. <...> В письме 1906 года, в котором обсуждались вопросы, связанные с предстоящим концертом камерновокальной музыки2 , Малер убеждает немецкого баритона Йоханнеса Месшэрта (Johannes Messchaert), «устанавливать порядок песен самому» [20, S. <...> Предоставляя свободу в создании собственной драматургической концепции из песен коллекции «Волшебного рога мальчика», Малер тем самым поднимает интерпретатора до уровня своего рода соавтора — создателя нового смысла из готовых цельных сценэпизодов. <...> Исполнитель имеет возможность компилировать песни коллекции посвоему, создавая неповторимую мозаику из не взаимосвязанных, на первый взгляд, жизненных событий, на глубинном уровне отражающих всю полноту бытия, — от комических моментов до глубоких трагедий и метафизических 23 прозрений. <...> 311], в явной или скрытой форме пронизывает все структурные уровни коллекции песен Малера на стихи антологии «Волшебного рога мальчика <...>