Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Актуальные проблемы высшего музыкального образования  / №3 (41) 2016

ПУТЬ К РОМАНТИЧЕСКОЙ ОРГАННОЙ СОНАТЕ (100,00 руб.)

0   0
Первый авторБочкова
Страниц6
ID478189
АннотацияВ статье рассмотрен путь «взросления» жанра от конца XVII к XIX веку, когда органная соната обрела жанровую автономность. Автор обозначает этапы становления органной сонаты от барочных образцов к достижению ее вершины во второй половине романтического столетия
УДК78.082
Бочкова, Т.Р. ПУТЬ К РОМАНТИЧЕСКОЙ ОРГАННОЙ СОНАТЕ / Т.Р. Бочкова // Актуальные проблемы высшего музыкального образования .— 2016 .— №3 (41) .— С. 15-20 .— URL: https://rucont.ru/efd/478189 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 78.082 ПУТЬ К РОМАНТИЧЕСКОЙ ОРГАННОЙ СОНАТЕ В статье рассмотрен путь «взросления» жанра от конца XVII к XIX веку, когда органная соната обрела жанровую автономность. <...> Автор обозначает этапы становления органной сонаты от барочных образцов к достижению ее вершины во второй половине романтического столетия. <...> Ключевые слова: романтизм, жанр, органная соната Соната — один из самых востребованных жанров клавирной музыки XVIII–XX веков, претерпевший сильнейшую эволюцию, и изучаемый исследователями на протяжении по крайней мере уже трех столетий1 . <...> Но вряд ли с той же уверенностью можно говорить о внимании музыковедов к одной из разновидностей клавирной сонаты — ее органному варианту, который насчитывает не менее длительную историю и сложную судьбу. <...> Но в отличие от клавирной сонаты, ведущей свое развитие к фортепианной, имеющей непрерывную и целенаправленную линию эволюции, траектория органной намечена пунктиром. <...> : «Термин "соната" применен здесь в старом филологическом значении (от "sonare" — имеется в виду возможность исполнения на различных видах клавишных инструментов, в том числе и на клавире). <...> Вариативность исполнения на различных клавишных инструментах была почти узаконенной, а уважающий себя исполнитель должен был одинаково хорошо владеть клавишными инструментами различной природы — духовыми и струнными, например, органом и клавесином. <...> В эпоху барокко с клавирной сонатой экспериментировали многие, в частности итальянские авторы, они могли применять название «соната» для обозначения сборников клавирных пьес, но уже в творчестве Бернардо Пасквини (1637–1710) — вероятного учителя Доменико Скарлатти (1685–1757) — появляется многочастный клавирный цикл, отличный от сюитного. <...> Пасквини, предназначенные автором для Актуальные проблемы высшего музыкального образования гравичембало (Sonate per gravicembalo, 1702). <...> В записи трех сонат Пасквини авторитетным итальянским клавесинистом и органистом Лоренцо Гиельми <...>