Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Метод  / №1 2015

ЧЕТЫРЕ «ВИНЫ» АРИСТОТЕЛЯ И ПОПЫТКИ ИХ СХОЛАСТИЧЕСКОГО «ИСКУПЛЕНИЯ» (260,00 руб.)

0   0
Первый авторАвдонин
АвторыИльин М.В.
Страниц13
ID476674
АннотацияВ статье рассматриваются учение о причинах и началах Аристотеля, его смысловые и этимологические характеристики в древнегреческой философской традиции. Это учение об «этионах» (причинах) и «энтелехии» (их совершенных результатах) было воспринято и переработано в зрелой латинской схоластике в различных вариантах – томизма, скотизма, оккамизма. В центре этой переработки находилось понятие универсального творческого действа (actus) божественной первопричины, ее атрибутов и модусов. В поздней схоластике Оккам открыл «новый путь» (via nuova) познания причинности в мире опытного знания и человеческого интеллекта. По мнению авторов, одним из итогов осмысления Аристотеля в латинской схоластике был выход к новоевропейской опытной науке
Авдонин, В.С. ЧЕТЫРЕ «ВИНЫ» АРИСТОТЕЛЯ И ПОПЫТКИ ИХ СХОЛАСТИЧЕСКОГО «ИСКУПЛЕНИЯ» / В.С. Авдонин, М.В. Ильин // Метод .— 2015 .— №1 .— С. 429-441 .— URL: https://rucont.ru/efd/476674 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Четыре «вины» Аристотеля и попытки их схоластического «искупления» В.С. Авдонин, М.В. Ильин И ПОПЫТКИ ИХ СХОЛАСТИЧЕСКОГО «ИСКУПЛЕНИЯ»1 Едва ли какая этиологическая2 дискуссия или обсуждение каузальЧЕТЫРЕ «ВИНЫ» АРИСТОТЕЛЯ ных связей и зависимостей обойдутся без обращения к аристотелевской конструкции четырех причин-этионов, совокупно «виновных» в «осуществленности» или энтелехии. <...> Соответствующие идеи Стагирита самым тщательным образом были проработаны в средневековой схоластике, создавшей целое учение о причинах и причинности. <...> Аристотелевская линия в схоластике вела к рационализации богословских учений, к созданию изощренного аппарата доказательств и опровержений. <...> Она готовила тем самым интелелктуальную почву, накапливала культурный слой для новоевропейской науки. <...> Систематические переработка и дисциплинирование прозрезений античности и христианства позволили средневековой схоластической (школярской, школьной – все прилагательные от слова школа, schola, σχολή) учености заложить очень грубый, но прочный фундамент для наук нового европейского образца. <...> Разумеется, и Аристотель, и схоласты, и новоевропейская наука находятся в весьма сложных и неоднозначных отношениях друг с другом. <...> В философии этиологией именуют учения о происхождении феноменов. <...> 429 ἰ ἰ В.С. Авдонин, М.В. Ильин значимость для нынешних попыток осмысления причинности и взаимозависимостей несомненны. <...> Исходный смысл этого слова скорее связан не с обвинением, а с домогательством, требованием своей доли, что ясно выражает глагол α τ ω – «требовать, домогаться, обвинять». <...> Идея доли, удела и участи Значение вины у слова α τία вторичное. <...> От исходной идеи доли идет семантическое развитие: требование своего, притязание, обвинение в отказе предоставить должное, любое обвинение и собственно вина [Pokorn,y 1959, S. <...> 430 ἴ ἴ ἰέ ἰ ἰ ἶ ἶ ӗ ӗ Четыре «вины» Аристотеля и попытки их схоластического «искупления» В языке философов уже с платоновских <...>