ИЗ ФИЛОСОФСКОГО НАСЛЕДИЯ 271 Н.А. БЕРДЯЕВ ПИКАССО1 Когда входишь въ комнату Пикассо галлереи С.И. Щукина, охватываетъ чувство жуткаго ужаса. <...> То, что ощущаешь, связано не только съ живописью и судьбой искусства, но съ самой космической жизнью и ея судьбой. <...> Въ предшествующей комнате галлереи былъ чарующий Гогенъ. <...> И кажется, что переживалась последняя радость этой природной жизни, красота все еще воплощеннаго, кристаллизованнаго мipa, упоенность природной солнечностью. <...> Гогену, сыну рафинированной и разлагающейся культуры, нужно было бежать на острова Таити, къ экзотической природе и экзотическимъ людямъ, чтобы найти въ себе силу творить красоту воплощенной, кристаллизованной, солнечной природной жизни. <...> Кажется, что после страшной зимы Пикассо миръ не зацвететъ уже какъ прежде, что въ эту зиму падаютъ не только все покровы, но и 1 Впервые напечатано в журнале: София. <...> ИЗ ФИЛОСОФСКОГО НАСЛЕДИЯ весь предметный, телесный миръ расшатывается въ своихъ основахъ. <...> Кубизмъ есть реакция противъ этого размягчения, искание геометричности предметнаго мира, скелета вещей. <...> Такимъ аналитическимъ расчленениемъ хочетъ художникъ добраться до скелета вещей, до твердыхъ формъ, скрытыхъ за размягченными покровами. <...> Материальные покровы мира начали разлагаться и распыляться и стали искать твердыхъ субстанций, скрытыхъ за этимъ размягчениемъ. <...> Въ своемъ искании геометрическихъ формъ предметовъ, скелета вещей Пикассо пришелъ къ каменному веку. <...> Въ действительности геометрическия тела Пикассо, складные изъ кубиковъ скелеты телеснаго мира, распадутся отъ малейшаго прикосновения. <...> Последний пластъ материальнаго мира, открывшийся Пикассо-художнику после срывания всехъ покрововъ, – призрачный, а не реальный. <...> Прозрениямъ художника не открывается субстанциальность материальнаго мipa, – этотъ миръ оказывается не субстанциальнымъ. <...> Онъ, какъ ясновидящий, смотритъ черезъ все покровы, одежды, напластования, и тамъ, въ глубине <...>