Ниязи, кандидат исторических наук, заместитель главного редактора бюллетеня «Россия и мусульманский мир» (Институт востоковедения РАН) ИСЛАМСКИЕ ЦЕННОСТИ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРЕ И ПРОГРЕССЕ* Проявления мирового системного кризиса начали прослеживаться еще в конце минувшего века. <...> Но сейчас на наших глазах глобальная нестабильность, охватывающая все сферы человеческой жизни, резко возросла. <...> Усилилась неустойчивость мировой политики, экономики, финансовой и энергетической систем, отбрасывается назад культурное развитие и сближение народов, трещит по швам хозяйственная емкость биосферы. <...> Во многом такое положение дел связано с установившимся за последние десятилетия диктатом неолиберальной идеологии и практики. <...> Экономическая доминанта в неолиберальном проекте очевидна, идея всемирной демократизации – вторична. <...> На практике она используется скорее как политический инструмент продвижения лидирующей транснациональной капиталистической модели, причем как инструмент избирательный. <...> Напомним, что неолиберальная экономическая доктрина разрабатывалась в конце 70-х годов для оживления экономик Великобритании и США. <...> Ее главный постулат сводился к поэтапному освобождению рынка от опеки государства и социальных обязательств, а также к утверждению новой мировой валютно* Статья подготовлена на основе доклада представленного на международной конференции «Алматы – столица исламской культуры 2015 года», г. Алматы 25 февраля 2015 г. 135 финансовой системы. <...> Его сторонники, провозгласившие свободный рынок локомотивом прогресса, дружно взялись за переустройство мира, как только начала рушиться советская система. <...> В отношении постсоветской экономики были предложены намного более жесткие реформы известные как «шоковая терапия», нежели те, что ранее были рекомендованы ряду развивающихся стран. <...> Вслед за падением соцлагеря последовала попытка форсированного распространения <...>