и не способны раз и навсегда разрешить все стоящие перед обществом проблемы. <...> Здесь мы наблюдаем, с одной стороны, попытки приспособления структур советской авторитарной системы к новым условиям, а с другой – тенденции формирования и утверждения новых идей и подходов, институтов, механизмов и отношений. <...> Дмитрий Котеленко, кандидат политических наук (ИСЭГИ ЮНГ РАН) ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В КОНТЕКСТЕ БЕЗОПАСНОСТИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Религиозные вызовы власти можно рассматривать как попытки оспорить монополию государства на распределение в обществе базовых ценностей. <...> Основные проявления исламского фактора, оказывающие влияние на общественно-политическую ситуацию на Юге России, условно можно обозначить следующим образом: 1) проблема социокультурного размежевания между народами и конфессиями; 2) обострение существующих и появление новых противоречий в среде северокавказских мусульман; З) проблема терроризма под исламскими лозунгами. <...> Размежевание между народами и конфессиями – одна из прямых угроз единству и стабильности России. <...> Бурное религиозное возрождение традиционных вероисповеданий (в числе других факторов) способствовало заметным социокультурным сдвигам в северокавказских обществах. <...> Взрывной рост числа религиозных организаций, наступление религии на светские принципы российской власти и общества, распространение соответствующего образа жизни способствовали демодернизации и архаизации северокавказских обществ, затруднили управление республиками и нормальное функционирование политико-правовых норм РФ на их территории. <...> Многие эксперты и ученые в постсоветский период подталкивали власть оказать поддержку традиционному исламу в качестве противовеса исламу радикальному. <...> Эта идея лоббировалась также исламским духовенством северокавказских республик. <...> И если последнее вместе с поддержкой властей получало доступ к ресурсам влияния, то общим результатом становилось усиление <...>