К сожалению, зачастую местные суеверия и предрассудки, а не осознанная необходимость выполнять один из пяти столпов ислама лежит в основе выплаты нерегулярной милостыни многими мусульманами в России. <...> Хасан Дзуцев, доктор социологических наук (Северо-Осетинский ЦСИ ИСПИ РАН) ВАХХАБИЗМ В РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: РЕАЛИИ И ПОСЛЕДСТВИЯ Распространение религиозного течения ваххабизма в республиках Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) во многом связано с кризисом ислама. <...> Как правило, в этот период цивилизация подрывает консервативные основы любой религии, в том числе мусульманства, и такого идейно-политического течения, как ваххабизм; ответная их реакция проявляется в виде самозащиты и приобретает острые формы. <...> Кризис хорошо просматривается среди автохтонных этносов республик СКФО, которые сплачиваются на основе образа жизни. <...> Проблема в том, что религия переплелась с традициями, стала сутью данного народа, и если образ жизни начинает изменяться, то ломаются и принципы самой религии, ее идеология. <...> В странах, где ваххабизм получил распространение, цель та же – связать народы в некую целостность. <...> Исходным материалом служили не территориальные границы, а этносы и субэтносы, с учетом, что этническая принадлежность не является сдерживающим фактором для распространения идей ваххабизма. <...> Ваххабизм, как никакой другой толк ислама, придерживается этого догмата. <...> Экономический кризис как один из главных факторов усиления межнациональной и межконфессиональной напряженности на Северном Кавказе создает благоприятную почву для дестабилизации политической жизни для распространения радикального ислама. <...> Чрезвычайно актуальным является изучение масштабов и основных факторов распространения ваххабизма, являющегося мощным фактором повседневной жизни значительной части населения Северного Кавказа. <...> С этой целью в январе-феврале 2009 г. был проведен социологический опрос населения республик <...>