Разработано на основе анализа многолетних наблюдений за теоретической подготовленностью студентов на основании «Примерной программы по предмету "Физическая культура" 2000 года» и в соответствии с требованиями Государственного комитета Российской Федерации по высшей школе. <...> В издании обобщен и конкретизирован большой теоретический материал по отдельным разделам учебной программы по физической культуре, представлен список рекомендуемой литературы для самостоятельного изучения и подготовки к теоретическому зачету и экзамену. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по всем специальностям (дисциплина «Физическая культура», блок ГСЭ), очной формы обучения. <...> 3 Физическая культура: прошлое и настоящее Физические упражнения как двигательная активность присутствовали в жизни человечества всегда. <...> По мере развития земледелия и использования силы прирученных животных и труда пленных физические упражнения приобретали все более целенаправленный характер – подготовки к ведению боевых действий. <...> По имеющимся историческим сведениям, наибольшее развитие физическое воспитание получило в Древней Греции, особенно в Спарте. <...> Среди стран, широко использовавших физические упражнения, были Египет, Вавилон, Персию, Китай, Индию, Древний Рим. <...> Во всех видах человеческой деятельности, несмотря на развитие техники, физическая подготовка населения имеет большое значение. <...> Это связано не только с тем, что физические упражнения способствуют развитию таких качеств, как сила, выносливость, быстрота, ловкость, но и, как ныне установлено, – повышению и сохранению высокой умственной работоспособности. <...> С конца XIX – начала ХХ в. все большее распространение получают всевозможные турниры и соревнования, прообразом которых являются Олимпийские игры древности, а также такие соревнования, как борьба, поднятие тяжестей в цирковых программах. <...> С декабря 1917 г. физическое воспитание в стране стало предметом внимания государства <...>
Вопросы_теории_физической_культуры_для_студентов_3_курса_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
А. В. Буриков, И. П. Зайцева
Вопросы теории
физической культуры
для студентов 3 курса
Учебное пособие
Рекомендовано
Научно-методическим советом университета для студентов,
обучающихся по всем специальностям
Ярославль 2009
Стр.1
УДК 37.037
ББК Ч 510я73
Б 91
Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2009 года
Рецензенты:
кафедра физического воспитания ЯГПУ им. К. Д. Ушинского;
Зайцев О. Н., канд. биол. наук, доцент кафедры физического воспитания
Ярославского государственного технического университета
Б 91
Буриков, А. В. Вопросы теории физической культуры для
студентов 3 курса: учеб. пособие / А. В. Буриков, И. П. Зайцева;
Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. –
200 с.
ISBN 978-5-8397-0647-7
Данное учебное пособие раскрывает многие вопросы теоретического
раздела программы. Разработано на основе анализа
многолетних наблюдений за теоретической подготовленностью
студентов на основании «Примерной программы по предмету
"Физическая культура" 2000 года» и в соответствии с требованиями
Государственного комитета Российской Федерации по
высшей школе. В издании обобщен и конкретизирован большой
теоретический материал по отдельным разделам учебной программы
по физической культуре, представлен список рекомендуемой
литературы для самостоятельного изучения и подготовки
к теоретическому зачету и экзамену.
Предназначено для студентов, обучающихся по всем специальностям
(дисциплина «Физическая культура», блок ГСЭ), очной
формы обучения.
УДК 37.037
ББК Ч 510я73
ISBN 978-5-8397-0647-7
© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова, 2009
2
Стр.2
Оглавление
Введение .............................................................................................................. 3
Физическая культура: прошлое и настоящее ............................................. 4
Естественно-научные основы физической культуры ............................. 13
Субстраты биологического окисления ....................................................... 17
Формирование двигательного навыка ....................................................... 20
Адаптация, дезадаптация .............................................................................. 23
Утомление и его виды .................................................................................... 24
Двигательная функция и повышение устойчивости организма к
различным условиям среды ...................................................................... 26
Система кровообращения .............................................................................. 28
Система дыхания ............................................................................................. 32
Физические качества человека и методы их развития ........................... 35
Сила ............................................................................................................ 35
Быстрота (скоростные способности) ................................................. 37
Выносливость ........................................................................................... 39
Гибкость ................................................................................................... 41
Средства восстановления работоспособности........................................... 42
Основы самостоятельных занятий .............................................................. 51
Основы здорового образа жизни .................................................................. 54
Значение физических упражнений в жизни человека .......................... 55
Личная и общественная гигиена ............................................................. 66
Влияние на организм вредных привычек ................................................ 72
Травматизм на занятиях физической культурой и спортом ................. 74
Виды травм. Первая доврачебная помощь. Профилактика ............... 76
Виды спортивного травматизма ........................................................... 77
Утомление, перенапряжение, перетренированность ......................... 85
Врачебный контроль и самоконтроль ........................................................ 88
Построение отдельного занятия в физическом воспитании .................. 90
Принципы физической подготовки ............................................................ 97
Принцип единства общей и специальной подготовки .......................... 97
Принцип систематичности и последовательности
тренировочных нагрузок ......................................................................... 98
Принцип постепенности наращивания тренировочных нагрузок ...... 99
Принцип волнообразности динамики нагрузок ................................... 100
198
Стр.198
Принцип цикличности построения процесса
физической подготовки ......................................................................... 101
Принцип возрастной адекватности физических нагрузок ................ 102
Структура и содержание занятий
по физической культуре ...................................................................... 103
Методы физического воспитания .............................................................. 105
Методы обучения двигательным действиям ..................................... 106
Методы воспитания физических качеств .......................................... 107
Олимпийские игры ....................................................................................... 109
Возникновение Олимпийских игр ........................................................... 110
Возрождение Олимпийских игр ............................................................ 111
Символика и традиции олимпийского движения ................................ 112
Участие отечественных спортсменов в летних Олимпийских играх
.................................................................................................................. 115
Олимпийское движение и спорт в России ........................................... 122
Государственная система руководства
физической культурой и спортом ..................................................... 123
Создание Олимпийского комитета России ........................................ 125
Основы самостоятельных занятий
физической культурой и спортом ..................................................... 130
Организация и основные формы самостоятельных
тренировочных занятий ........................................................................ 130
Методические особенности использования различных
физкультурно-спортивных форм ......................................................... 136
Методика совершенствования профессионально важных
психофизических качеств и навыков .................................................... 148
Методы воспитания силы ..................................................................... 151
Скоростные способности и основы методики их воспитания. ...... 153
Выносливость и основы методики ее воспитания ............................. 157
Гибкость и методика ее воспитания .......................................................... 161
Средства воспитания гибкости ........................................................... 162
Методика воспитания гибкости .......................................................... 162
Координационные способности и методика
их воспитания ....................................................................................... 164
Разновидности координационных способностей ............................... 164
Средства воспитания координационных способностей ................... 165
Методика воспитания координационных способностей .................. 166
Методика совершенствования профессионально важных
психофизических навыков ...................................................................... 167
Оценка техники спортивных движений ................................................... 168
199
Стр.199
Методика индивидуального подхода и применения средств
для направленного развития отдельных физических качеств ... 176
Методика развития быстроты ........................................................... 177
Методика развития силы ...................................................................... 179
Методика развития выносливости ...................................................... 180
Методика совершенствования анаэробной выносливости ............... 182
Методика совершенствования силовой выносливости ..................... 183
Методика развития гибкости .............................................................. 184
Методика развития ловкости .............................................................. 185
Методические приемы, используемые для повышения
двигательной координации (по Л. П. Матвееву) ................................ 186
Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития
(стандарты, индексы, программы, формулы, номограммы) .............. 190
Методы оценки физического развития ............................................... 194
Список рекомендуемой литературы ......................................................... 196
Учебное издание
Буриков Александр Владимирович
Зайцева Ирина Петровна
Вопросы теории физической культуры
для студентов 3 курса
Редактор, корректор И. В. Бунакова
Компьютерная верстка И. Н. Ивановой
Подписано в печать 16.03.09. Формат 60×84 1/16.
Бум. офсетная. Гарнитура "Times New Roman".
Усл. печ. л. 11,85. Уч.-изд. л. 9,5.
Тираж 200 экз. Заказ
.
Оригинал-макет подготовлен в редакционно-издательском отделе
Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова.
150000, Ярославль, ул. Советская, 14.
Отпечатано на ризографе.
200
Стр.200