Асланбек Адиев, политолог, Владимир Колосов, кандидат исторических наук, Ринат Патеев, кандидат политических наук (г. Ростов-на-Дону) ВОЗРОЖДЕНИЕ ИСЛАМА В КРЫМУ И В ЧЕРНОМОРСКО-КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ В ЦЕЛОМ В современных геополитических процессах в целом и в Черноморско-Каспийском регионе в частности важную роль играет религия. <...> Религиозное возрождение начала 90-х годов прошедшего столетия сопровождалось бурными процессами суверенизации и «взрыва» этничности. <...> Во многих произошедших и происходящих конфликтах на Балканах, Кавказе, Среднем Востоке и т.д. исламский фактор играет не последнюю роль. <...> Становятся важными не только процессы, происходящие в этноконфессиональной среде на Северном Кавказе, но и в южной его части. <...> Это связано с проблемой шиито-суннитских противоречий в Азербайджане и геополитическими ориентациями данного государства, с дальнейшим развитием ситуации в исламизированных регионах Грузии – Аджарии и Джавахетии. <...> Не менее актуальной становится проблема исламского фактора в Крыму, которая тесно связана с проблемой межэтнического напряжения между русской и крымско-татарской общинами, а также общим геополитическим интересом многих стран к этому региону: – как способ политической мобилизации и деятельности; – как феномен религиозной идентичности и ориентации; – как элемент, присущий этнической самобытности отдельных народов. <...> Исследование исламского фактора как способа политической мобилизации и деятельности в первую очередь получило распространение при анализе радикальных форм проявления мусульманской религии. <...> Григорьянц, рассматривая процессы возрождения ислама в Крыму, отмечает: «Главный источник конфликтов – политизация ислама и практика использования националистами религии как инструмента этнополитической мобилизации». <...> Таким образом, отмечается не только мобилизационная роль исламского фактора, но и его тесная связь с этнополитическими процессами. <...> Исследование <...>