№ 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ Э.А. <...> Гусейнов (Азербайджанская государственная академия физической культуры и спорта; e-mail: elmar-boks@rambler.ru) В статье представлено исследование мотивации профессионального самоопределения студентов. <...> В мотивации к обучению в вузе у молодых людей и девушек существуют особенности и различия, которые для девушек являются препятствием в их профессиональном росте, что определяет необходимость педагогического психологического сопровождения процесса самоопределения. <...> Сформированные внутренние профессиональные мотивы и мотивация достижения будут стимулировать профессиональное образование, формирование целостной структуры профессионального самоопределения личности студента. <...> В обобщенном виде компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере [1]. <...> Профессиональная сфера деятельности студента в процессе обучения и особенно выбор профессии в современных условиях вызывают большие трудности у современной молодежи [2, 3]. <...> Самоопределение личности будущего специалиста в психологической науке — это “сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях”. <...> Повторяя исследования Е.А.Климова, посвященные особенностям мотивации профессионального самоопределения абитуриентов [4 : 64– 79] и студентов различных специальностей с учетом гендерных особенностей, в самом начале психодиагностического обследования нами определялась профессиональная направленность студентов и абитуриентов. <...> С точки зрения Е.А.Климова, существуют 5 основных профессио - нальных сфер, 5 типов профессий: “человек — природа”, “человек — техника”, “человек — человек”, “человек — знаковая система” “человек — художественный образ”. <...> На основе данной типологии был создан <...>