Якушева (кафедра педагогики Московского гуманитарного педагогического института; e-mail: jawa57@mail.ru) В статье анализируется проблема взаимоотношения культуры и образования, раскрываются сущностные особенности инноваций, представляющие собой комплекс взаимосвязанных процессов, направленных на практическое применение их в образовании. <...> Обращается внимание на педагогическое мастерство, являющееся доминантой педагогического искусства, представляющее широкий спектр владения педагогическими методами и приемами, умениями и навыками, знаниями и способностями, педагогической культурой и техникой, обеспечивающее высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности как самого педагога, так и образовательного учреждения в целом. <...> Ключевые слова: педагогическое мастерство, инновация, культура, профессиональные знания, педагогическая культура, педагогические способности и техника, творчество, культура личности, педагогические умения и знания, феномены самости. <...> Образование — часть культуры, оно влияет на ее сохранение и развитие, обеспечивая познание мира, развивая личность в ее индивидуальности, неповторимом своеобразии, дающее возможность осваивать все богатство мировой культуры. <...> Гессен ставил актуальную и сейчас проблему взаимоотношения образования и культуры. <...> Необходимым условием этой связи является взаимопроникновение образования в культуру и, наоборот, культуры в образование. <...> И.А. Зимняя выделяет основные направления, к которым относится культура: 60 • культура отношения и культура саморегуляции— культура личности; • культура интеллектуальной деятельности и культура предметной деятельности— культура деятельности; • культура поведения и культура общения— культура социального взаимодействия. <...> Таким образом, без осознания огромной роли культуры и образования, личностно-творческой самореализации педагога невозможно развитие отечественного образования. <...> Развитие <...>