Попов, А.Г. Чаплыгин (факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru) Статья посвящена обзору причин стремительного развития в последние годы в мировом высшем образовании “рейтинговой эпидемии”, а также сравнительному анализу основных подходов и принципов, используемых при формировании рейтингов вузов. <...> Оценивается возможность применения сложившихся методологий и систем ранжирования, методов и технологий рейтинговых оценок для характеристики многогранной деятельности педагогических вузов России. <...> Ключевые слова: рейтинги вузов, формирование рейтинга, педагогические вузы, характеристика деятельности вузов, сравнительный анализ. <...> В 2003 г. был опубликован первый Академический рейтинг университетов мира (ARWU), потом стали появляться и другие глобальные рейтинги, в которых сравниваются между собой лучшие университеты мира. <...> На втором совещании IREG в Берлине в 2006 г. участниками были подписаны Берлинские принципы ранжирования вузов. <...> В 2009 г. появляется Меморандум Евразийской конференции по рейтингам университетов, заметно расширяющий толкования Берлинских принципов. <...> Наблюдается неуклонный рост общественного интереса к сравнительным оценкам вузов. <...> Современное университетское сообщество и мировая академическая общественность вольно или невольно оказались втянутыми в “рейтинговую эпидемию”. <...> Рейтинги как комплексные показатели успешности того или иного университета, как отражение его положения в национальном и мировом образовательном пространстве стали востребованным продуктом для различных заинтересованных сторон. <...> Отметим также, что “рейтинговая лихорадка” развивается в условиях повышения требований прозрачности и информационной открытости в деятельности учебных заведений, публичности результатов этой деятельности, отчетности вузов не только перед органами управления образованием, но и перед обществом в целом. <...> Естественно, что позиции таких <...>