№ 2 ЧУЖАЯ ЖИЗНЬ И БЕРЕГ ДАЛЬНИЙ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ, КНР И СТРАН СНГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ О.А. <...> Машкина (факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru) В статье анализируются изменения, произошедшие в сфере международного сотрудничества России с КНР и новыми странами, образовавшимися на евразийском пространстве, а также оцениваются перспективы региональной интеграции и академической мобильности в сфере высшего образования. <...> Возможность учебы за рубежом позволяет молодым людям не только повысить квалификацию, но и значительно расширить кругозор, познакомиться с культурными и техническими достижениями, традициями, условиями труда и жизни в других странах. <...> Обучение, как и само нахождение в другой социокультурной среде, неизбежно влияет на мировоззрение и нормы поведения студента. <...> Прием иностранных граждан на учебу актуален для развития любой национальной системы образования. <...> Во-первых, через подготовку иностранных граждан идет трансляция своих национальных приоритетов и культурных ценностей, во-вторых, обучение иностранных граждан является барометром качества и средством повышения престижности национальной системы образования, а, в-третьих, в последние десятилетия это становится в весьма прибыльным направлением бизнеса. <...> Почти половина учащихся на послевузовской ступени в США не являются американскими гражданами. <...> Система высшего образования США не только получает существенную финансовую выгоду от обучения иностранцев, 82 но и отбирает наиболее талантливых иностранных учащихся для эффективного развития своей экономики знаний. <...> В 1990 г. СССР занимал третье место в мире по численности иностранных студентов после США и Франции. <...> По некоторым данным, Россия зарабатывает на обучении иностранцев 60–70 млн дол. в год [4]. <...> В настоящее время в 650 российских вузах обучается более 120 тыс. иностранных студентов, из них 70% — граждане <...>