РАН; e-mail: info@imli.ru) Статья известного российского литературоведа посвящена критике “инноваций” в системе образования в России, в частности ЕГЭ, сокращения часов на изучение русского языка и литературы, технологизации школьного обучения как пути к бездуховности. <...> Автор призывает вернуть в образование культуру и человеческие ценности. <...> Всем нам известно: случилось как-то с одним стариком “великое чудо” — он поймал в море рыбку, не простую, а золотую, которая к тому же “по-нашему” говорила. <...> Пораженный чудом, он отпустил рыбку в море, а жене признался: “Не посмел я взять с нее выкуп”. <...> На что в ответ получил: “Не умел ты взять выкупа с рыбки! <...> Понимающему, духовному, в конечном счете, собственно человеческому началу противостоит корыстное, потребительское, технологическое— “главное уметь”. <...> Пушкинская Старуха уверенно воцаряется ныне в жизни, в частности в образовании, с его “современными тенденциями”. <...> Из образования уже благополучно изъята функция воспитания — т.е. сообщения обучаемому чувства величия, драматизма и чуда бытия, внушения человеку понимания его места в бытии и верного поведения в нем. <...> Изъято также просвещение— обучение не только тем или иным знаниям и умениям, но и тому, что есть культура и человеческие ценности. <...> Мы становимся на путь обучения лишь технологиям обращения с бытием, умениям ставить бытие на службу себе, своим интересам, корыстям и удобствам, т. е. на путь “расчеловечения” образования. <...> Среди удобных составляющих такой тенденции, например, болонская система, которая изначально нацелена на производство узких специалистов, а также ЕГЭ — Единый государственный экзамен. <...> Значит, его ввели не в интересах знания, а (как объяснил один министерский чи7 ВМУ, педагогическое образование, № 2 97 новник в телепередаче, в которой я участвовал) как раз именно для удобства в анализе и учете экзаменационных результатов, т.е. опять же — в технологии. <...> Целью такого образования является <...>