№ 2 ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАБОР СТУДЕНТОВ (началоXX в. <...> ) М.А. Турбина (кафедра профессионального обучения, педагогики и психологии Сибирского государст - венного университета путей сообщения (г. Новосибирск); e-mail: Maria_Turbina@ mail.ru) Статья посвящена истории отечественной высшей технической школы. <...> Автор рассматривает проведение мероприятий по привлечению студентов техническими институтами в ранний советский период и организацию втузами вступительных испытаний. <...> Контингент поступающих в высшие учебные заведения — важнейший параметр, который наряду с другими, такими как номенклатура специальностей, учебные планы и программы (собственно содержание обучения, методы обучения, формы производственной практики и др.), характеризует систему высшего технического (и не только технического) образования. <...> В общем можно говорить о том, что перед советской высшей технической школой стояли проблемы, подобные тем, какие решаются и сегодня: разрыв между средней и высшей школой, а соответственно и проблема набора, поиск оптимальных вступительных испытаний. <...> В связи с этим будет интересно рассмотреть, каким образом решался сложнейший вопрос о приеме учащихся в отечественном высшем техническом образовании и в дореволюционный период, и в ранний советский период (в настоящей статье мы обратимся к довоенным годам). <...> Как известно, специальность инженера в начале ХХ в. была чрезвычайно популярной, и число желающих ее получить превышало в 5 и более раз количество существующих вакансий [1]. <...> Абитуриенты проходили испытания по следующим предметам: русский язык (сочинение), алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, иностранный язык, а в институты путей сообщения и гражданских инженеров, кроме того, еще и по рисованию. <...> При этом “о степени строгости (а 118 кстати, и грамотности в смысле умения письменно формулировать свою речь) говорит, например, экзамен по русскому языку, по которому поступающие чаще <...>