Л.А. Софронова О МАНЬЕРИЗМЕ И БАРОККО В книге Л.И. Тананаевой «О маньеризме и барокко. <...> Очерки искусства Центрально-Восточной Европы и Латинской Америки конца XVI – XVII века»* сложно переплетаются разнообразные темы и материалы. <...> В основе композиции, которая образует своеобразные скрепы для всего текста, – антитеза, одна из излюбленных фигур барочной риторики. <...> Она удерживает вместе на первый взгляд отстоящие друг от друга планы исследования. <...> В нем сталкиваются короли и солдаты, «дикие» индейцы и испанские придворные; автор рассматривает и изысканные голландские гравюры, и поделки польских деревенских ремесленников. <...> Л.И. Тананаева глубоко знает поэтику эпохи, поэтому так ярко анализирует два разных культурных пространства – пространство Центрально-Восточной Европы и Латинской Америки. <...> Она абсолютно верно поставила рядом далеко отстоящие друг от друга пространства, так как они оба являют собой своеобразную периферию, естественно, относительно европейского искусства. <...> Они не были его ядром, которое, заняв свои позиции, становилось неподвижным и не подвергалось влияниям извне, в отличие от периферии. <...> Если искусство пограничья и тяготело к ядру культурного пространства, то отнюдь не копируя старательно его образцы – они непременно подвергались существенным изменениям. <...> Сравнивая два региона, автор знакомит с их ключевыми фигурами и произведениями и, как бы подталкивая их друг к другу, * Рец. на: Тананаева Л.И. <...> Очерки искусства Центрально-Восточной Европы и Латинской Америки конца XVI – XVII века. <...> Эта нить – испанская тема, это она соединяет как бы несоединимое. <...> Возникает эта тема в главах о рудольфинском искусстве, о польском парадном портрете. <...> В работе говорится о конкретных связях Мадрида с Прагой, в которой испанский придворный портрет становится идеальной моделью для высокого и срединного искусства, и даже низового (имеется в виду сарматский портрет, неразрывно связанный с обрядом). <...> Постепенно <...>