В связи с этим возникает целый ряд вопросов: кто и зачем приходит в библиотеку, кто и зачем может прийти в нее завтра, и каким видят своего реального и потенциального читателя сами библиотекари. <...> Чтобы получить ответы на эти вопросы, Центр чтения Российской национальной библиотеки в марте-июне 2011 г. изучал мнение сотрудников библиотек малых и средних городов России в рамках исследования «Чтение в библиотеках России», которое проводится с 1995 г. В разное время базами исследования являлись более 80 городов из 40 регионов. <...> В поле зрения исследовательской группы попадают различные стороны библиотечного чтения, а также сам читатель библиотеки. <...> Методика изучения состава читателей библиотек малых городов России включала в себя: 1. <...> Анкетирование библиотекарей, в ходе которого выяснялось их представление о читательских группах, реальных и потенциальных, библиотекари размышляли о возможных причинах изменений читательской аудитории, определяли приоритетные группы, делились предложениями, как привлечь новые читательские группы и улучшить качество обслуживания. <...> Были опрошены сотрудники 31 библиотеки из 21 региона России. <...> Удалось получить данные, как о составе читателей провинциальных библиотек, так и о видении читателей библиотекарями [1]. <...> Однако в данной статье речь пойдет не столько о самих читателях, сколько о болевых точках, выявленных в ходе исследования и связанных с профессиональным сознанием библиотекаря. <...> По-прежнему злободневны выводы, сделанные А. И. Каптеревым по результатам исследования «Виртуальный мир российского библиотекаря»: «Со всей определенностью оказалось, что в сознании библиотечных специалистов превалируют элементы обыденного, а не профессионального сознания» [2.246]. <...> Сложившиеся стереотипы отражаются на работе библиотекаря, в том числе и на восприятии читателя. <...> Однако именно эти негативные стороны профессионального сознания, с точки зрения исследователей, более всего отражаются <...>