Пастуро РЫЖИЙ: СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИКОНОГРАФИЯ ИУДЫ∗ Образ рыжеволосого Иуды получает распространение лишь во второй половине IX в. <...> С XIII в. рыжая шевелюра, часто в сочетании с рыжей бородой, становится в эмблематическом арсенале Иуды основным атрибутивным признаком. <...> В искусстве позднего Средневековья целый ряд предателей и мятежников зачастую имеют рыжие волосы – например, Каин, который в системе типологических соответствий между символикой Ветхого и Нового Заветов представляется прообразом Иуды. <...> Постепенно рыжая шевелюра становится приметой и других категорий изгоев и отщепенцев: еретиков, евреев, мусульман, цыган, прокаженных, калек, самоубийц и всякого рода деклассированных персонажей. <...> Рыжие волосы в изображениях соседствуют в таких случаях со знаками отличия красного и желтого цветов, которые начиная с XIII в. в некоторых областях Западной Европы на самом деле должны были носить представители этих слоев общества. <...> «Отныне рыжая шевелюра становится главнейшим иконографическим знаком отверженности или позора» (с. <...> В Библии ни Каин, ни Иуда не изображены рыжеволосыми, зато рыжие волосы есть у других персонажей, и это, за одним исключением, в том или ином отношении персонажи отрицательные. <...> Прежде всего это Исав, брат-близнец Иакова, согласно Ветхому Завету – «рыжий и волосатый как медведь». <...> Пастуро щенник Иерусалимский, который возглавляет Синедрион во время суда над Иисусом. <...> Исключение составляет сам Давид, «рыжеволосый, статный и с ясным взором». <...> В греческой и римской иконографии рыжие волосы также воспринимались отрицательно. <...> В римском театре рыжие волосы или рыжеватые крылышки, прикрепленные к маскам, указывали на рабов или шутов. <...> Наконец, во всех античных трактатах по физиогномике рыжие, по образу и подобию лисы, описываются как люди лживые, хитрые и жестокие. <...> Представления германцев и кельтов о рыжих волосах ничем не отличаются от представлений евреев, греков и римлян. <...> «Своеобразие средневековой <...>