Показаны
роль и место безопасности в жизнедеятельности человека и общества. <...> Некоторые важные ресурсы использования инструментов теории безопасности в анализе системы образования были изложены
в статьях и книге автора «Безопасность организации». <...> Но отражает ли это глубину реального понимания населением роли и место безопасности в их бытие? <...> Ясно только, что изыски в сфере безопасности
без содержательной укорененности в массовом сознании и углубления языкового понимания безопасности как подсистемы бытия – это
набор штампов, которые проходили и будут проходить мимо сознания, препятствуя, а не способствуя выработке психологического
«иммунитета» на воздействие угроз. <...> Конкретные шаги, которые предполагается предпринять в этом
направлении, – это отражение категории безопасности в содержании образования, познание образовательного учреждения и системы
образования через безопасность, через систему «безопасной оптики»
бытия человека. <...> Исходя из
этого оценка последствий должна вестись по единому критерию –
безопасность человека. <...> В свою очередь использование и перенос
на отрасль образования и образовательные учреждения общих положений теории безопасности социальных систем доставляет уникальную дополнительную возможность углубленной теоретической
проработки проблем и тенденций развития системы, призванной
готовить профессиональную элиту общества. <...> Теория безопасности в таком качестве и объеме впервые применяется к анализу стратегических проблем управления развитием
видов деятельности, в том числе и образования. <...> Теория безопасности, преломленная к анализу системы образования, открывает новое проблемное поле, позволяющее с новых позиций оценить традиционные решения в сфере образования. <...> При этом определяющую роль
в решении этой обратной задачи играет функция безопасности, что
позволяет говорить о методе познания исследуемого объекта через
его безопасность. <...> Методология <...>
Образование_и_безопасность__Учебное_пособие_.pdf
Книги — это корабли мысли,
странствующие по волнам времени
и бережно несущие свой драгоценный груз
от поколения к поколению.
Ф. Бэкон
Институт управления и безопасности
Кафедра менеджмента безопасности
Г.А. Минаев
ОбрАзОвАние
и безОпАснОсть
Рекомендовано Учебно-методическим объединением
по образованию в области менеджмента
в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению (специальности)
«Менеджмент»
Москва
Логос
2009
Стр.2
УДК 378(075.8)+65.012.8
ББК 65.29.1
М 61
Серия основана в 2003 году
Рекомендовано к печати решением Методического совета
Института управления и безопасности
Рецензенты
Е.С. Кушель, кандидат философских наук
А.А. Прохожев, доктор экономических наук, профессор
Минаев Г.А.
М 61 Образование и безопасность: учеб. пособие / Г.А. Минаев. – М.:
Университетская книга; Логос, – 2009. – 312 с. (Новая университетская
библиотека).
ISBN 978-5-98704-423-5
Раскрыты теоретические основы безопасности социальных систем. Показаны
роль и место безопасности в жизнедеятельности человека и общества. Рассмотрена
система образования как объект и субъект безопасности. Проанализирована
взаимосвязь безопасности образовательных учреждений с системой и практикой
управления ими. Изложена методология оценки уровня образования. Дан тезаурус
по теме учебного пособия.
Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлению
(специальности) «Менеджмент». Может использоваться в учебном
процессе педагогических направлений и специальностей вузов, а также системы
повышения квалификации и переподготовки работников образования. Представляет
интерес для руководителей и специалистов подразделений МЧС и служб
безопасности, обеспечивающих безопасную работу учебных заведений.
Оглавление
предисловие .....................................................................................................................7
введение ................................................................................................................................9
ГлАвА 1. ТеореТические основы познАния социАльной
сисТеМы ..............................................................................................................................16
1.1. Безопасность как социальное явление и категория бытия ............................ 16
1.1.1. Этимология категории безопасность в социальной системе..................... 16
1.1.2. Структура категории безопасности ...................................................................... 23
1.1.3. Статика и динамика категории безопасности .................................................. 25
1.1.4. Роль и место безопасности в жизнедеятельности человека
и общества ................................................................................................................................... 29
1.1.5. Наука безопасности социальных систем ............................................................ 34
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................................................ 43
1.2. Методологические основы исследования социальной системы ................. 44
1.2.1. Понятие социальной системы как объекта безопасности .......................... 44
1.2.2. Функция развития и безопасности социальной системы ........................... 45
1.2.3. Структура функции безопасности ........................................................................ 53
1.2.4. Законы развития и безопасности .......................................................................... 56
1.2.5. Факторы развития и безопасности ....................................................................... 62
1.2.6. Теория среды ................................................................................................................... 63
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................................................ 76
1.3. Инструменты социальной системы ......................................................................... 77
1.3.1. Понятие инструмента социальной организации ............................................ 77
1.3.2. Категория потребности и интереса ...................................................................... 79
1.3.3. Категории опасности, угрозы и риска ................................................................. 98
1.3.4. Классификация видов угроз .................................................................................. 105
1.3.5. Функция безопасности как инструмент анализа решений ...................... 107
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................................................... 113
Литература .................................................................................................................................113
ГлАвА 2. сисТеМА обрАзовАния кАк объекТ и субъекТ
УДК 378(075.8)+65.012.8
ББК 65.29.1
ISBN 978-5-98704-423-5
© Минаев Г.А., 2009
© Университетская книга, 2009
© Логос, 2009
безопАсносТи .............................................................................................................116
2.1. Образовательная составляющая безопасности человека
и общества .................................................................................................................................116
2.1.1. Понятие вида безопасности в сфере образования ....................................... 116
2.1.2. Роль и место системы образования в безопасности человека
и общества .................................................................................................................................122
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................................................... 126
2.2. Анализ явлений в системе образования ............................................................... 126
2.2.1. Категория интереса в сфере образования ........................................................ 126
2.2.2. Категория угрозы в сфере образования ............................................................ 133
2.2.3. Факторы развития и образовательной безопасности ................................. 134
2.2.4. Регулирование и контроль в системе образования ...................................... 137
2.2.5. Управление сферой образования ......................................................................... 145
2.2.6. Структура системы образования .......................................................................... 150
2.2.7. Негосударственные образовательные учреждения ...................................... 155
Вопросы и задания для самопроверки .......................................................................... 157
Стр.3
6
Оглавление
2.3. Содержание образования и безопасность человека ........................................ 157
2.3.1. Отражение категории безопасности в содержании образования .......... 157
2.3.2. Управление в содержании образования ............................................................ 162
2.3.3. Развитие и формирование интересов в содержании образования ..........171
2.3.4. Стандарты специальностей .................................................................................... 179
2.3.5. Безопасность: специальности и специализации ........................................... 181
2.3.6. Квалификационная характеристика безопасность-менеджера ............. 186
2.3.7. Опыт подготовки специалистов по безопасности социальных
систем ..........................................................................................................................................189
Вопросы и задания для самопроверки .......................................................................... 191
Литература .................................................................................................................................192
ГлАвА 3. безопАсносТь и упрАвление обрАзовАниеМ .......... 193
3.1. Безопасность образовательного учреждения ..................................................... 193
3.1.1. Понятие безопасности образовательного учреждения .............................. 193
3.1.2. Система обеспечения безопасности ................................................................... 198
3.1.3. Структура системы обеспечения безопасности ............................................ 204
3.1.4. Меры по обеспечению безопасности................................................................. 211
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................................................... 215
3.2. Физическая безопасность образовательного учреждения ........................... 216
3.2.1. Понятие физической защиты ............................................................................... 216
3.2.2. Понятие личной безопасности как потребности человека ...................... 218
3.2.3. Нормальное и опасное поведение человека ................................................... 223
3.2.4. Теория построения системы защиты объектов .............................................. 228
3.2.5. Технические средства безопасности ................................................................... 231
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................................................... 236
3.3. Информационная безопасность образовательного учреждения ............... 236
3.3.1. Содержание понятия «информационная безопасность» .......................... 236
3.3.2. Задачи информационной защиты ....................................................................... 240
3.3.3. Информационная безопасность в образовательном учреждении ......... 241
3.3.4. Информационная опасность ................................................................................. 242
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................................................... 247
Литература .................................................................................................................................247
ГлАвА 4. МеТодолоГия оценки уровня обрАзовАния ........... 249
4.1. Качество образования ..................................................................................................249
4.1.1. Этимология понятия «качество» .......................................................................... 249
4.1.2. Система качества обучения .................................................................................... 255
4.1.3. Стандарты на системы обеспечения качества обучения ........................... 259
4.1.4. Общественные аспекты качества образования ............................................. 264
4.1.5. Экономические аспекты качества образования ............................................ 267
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................................................... 270
4.2. Измерение уровня качества обучения .................................................................. 270
4.2.1. Инструментарий измерения качества обучения ........................................... 270
4.2.2. Универсальная методика оценки уровня качества обучения .................. 272
4.2.3. Универсальная методика анализа образовательного учреждения ......... 280
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................................................... 282
Литература .................................................................................................................................283
зАключение ...................................................................................................................284
ТезАурус .............................................................................................................................285
ПредислОвие
Учебное пособие Г.А. Минаева посвящено очень сложной и важной
теме – безопасности общества. Несомненно, что решение взаимосвязанных
проблем развития и безопасности человека и общества
требует новых принципов, подходов и идей.
Один из таких подходов, развиваемый в пособии, – познание образовательного
учреждения и системы образования через безопасность,
через систему «безопасной оптики» бытия человека. Глубокий
анализ этой темы давно назрел и совершенно необходим. Его цель –
обратить внимание на проблемы стратегии управления функцией
безопасности образования, дать систематизированный взгляд на ее
роль и место в общественном развитии. Это важно потому, что стратегические
ошибки в образовании оказываются самыми дорогими
для человека.
Такой анализ необходим еще и потому, что ощущение «новизны»
нынешней России у многих создает иллюзии «действий с чистого
листа» в сфере образования. И значит, иллюзии возможности не заниматься
вдумчивым анализом ошибок советских и российских реформаторов
образования, тех ошибок, которые привели в свое время
к системному кризису образования в стране.
Такой анализ также необходим потому, что слишком многие наши
руководители в структуре управления образованием, в образовательных
учреждениях явно упрощенно понимают роль образования
в системе безопасности человека и общества, собственную роль
и собственную ответственность. Система образования России, открывшись
миру в результате политических и экономических реформ
в стране, оказалась в непривычной для себя очень сложной ситуации
многообразных и разнонаправленных внешних воздействий, которые
сегодня никак нельзя не исследовать, не понимать и не учитывать.
А усложнение этих воздействий непрерывно повышает и цену
ошибок в разработке и реализации стратегии развития образования.
Некоторые важные ресурсы использования инструментов теории
безопасности в анализе системы образования были изложены
в статьях и книге автора «Безопасность организации». Но в книге
«Образование и безопасность» он впервые рассматривает систему
образования через призму законов развития и безопасности соци
Стр.4