Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Образование и безопасность (770,00 руб.)

0   0
Первый авторМинаев Г. А.
ИздательствоМ.: Логос
Страниц157
ID178087
АннотацияРаскрыты теоретические основы безопасности социальных систем. Показаны роль и место безопасности в жизнедеятельности человека и общества. Рассмотрена система образования как объект и субъект безопасности. Проанализирована взаимосвязь безопасности образовательных учреждений с системой и практикой управления ими. Изложена методология оценки уровня образования. Дан тезаурус по теме учебного пособия.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия.
Кому рекомендованоДля студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлению (специальности) «Менеджмент». Может использоваться в учебном процессе педагогических направлений и специальностей вузов, а также системы повышения квалификации и переподготовки работников образования. Представляет интерес для руководителей и специалистов подразделений МЧС и служб безопасности, обеспечивающих безопасную работу учебных заведений.
ISBN978-5-98704-423-5
УДК378(075.8)+65.012.8
ББК65.29.1
Минаев, Г.А. Образование и безопасность : учеб. пособие / Г.А. Минаев .— Москва : Логос, 2009 .— 157 с. — (Новая университетская библиотека) .— ISBN 978-5-98704-423-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/178087 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Показаны роль и место безопасности в жизнедеятельности человека и общества. <...> Некоторые важные ресурсы использования инструментов теории безопасности в анализе системы образования были изложены в статьях и книге автора «Безопасность организации». <...> Но отражает ли это глубину реального понимания населением роли и место безопасности в их бытие? <...> Ясно только, что изыски в сфере безопасности без содержательной укорененности в массовом сознании и углубления языкового понимания безопасности как подсистемы бытия – это набор штампов, которые проходили и будут проходить мимо сознания, препятствуя, а не способствуя выработке психологического «иммунитета» на воздействие угроз. <...> Конкретные шаги, которые предполагается предпринять в этом направлении, – это отражение категории безопасности в содержании образования, познание образовательного учреждения и системы образования через безопасность, через систему «безопасной оптики» бытия человека. <...> Исходя из этого оценка последствий должна вестись по единому критерию – безопасность человека. <...> В свою очередь использование и перенос на отрасль образования и образовательные учреждения общих положений теории безопасности социальных систем доставляет уникальную дополнительную возможность углубленной теоретической проработки проблем и тенденций развития системы, призванной готовить профессиональную элиту общества. <...> Теория безопасности в таком качестве и объеме впервые применяется к анализу стратегических проблем управления развитием видов деятельности, в том числе и образования. <...> Теория безопасности, преломленная к анализу системы образования, открывает новое проблемное поле, позволяющее с новых позиций оценить традиционные решения в сфере образования. <...> При этом определяющую роль в решении этой обратной задачи играет функция безопасности, что позволяет говорить о методе познания исследуемого объекта через его безопасность. <...> Методология <...>
Образование_и_безопасность__Учебное_пособие_.pdf
Книги — это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Ф. Бэкон Институт управления и безопасности Кафедра менеджмента безопасности Г.А. Минаев ОбрАзОвАние и безОпАснОсть Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению (специальности) «Менеджмент» Москва Логос 2009
Стр.2
УДК 378(075.8)+65.012.8 ББК 65.29.1 М 61 Серия основана в 2003 году Рекомендовано к печати решением Методического совета Института управления и безопасности Рецензенты Е.С. Кушель, кандидат философских наук А.А. Прохожев, доктор экономических наук, профессор Минаев Г.А. М 61 Образование и безопасность: учеб. пособие / Г.А. Минаев. – М.: Университетская книга; Логос, – 2009. – 312 с. (Новая университетская библиотека). ISBN 978-5-98704-423-5 Раскрыты теоретические основы безопасности социальных систем. Показаны роль и место безопасности в жизнедеятельности человека и общества. Рассмотрена система образования как объект и субъект безопасности. Проанализирована взаимосвязь безопасности образовательных учреждений с системой и практикой управления ими. Изложена методология оценки уровня образования. Дан тезаурус по теме учебного пособия. Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлению (специальности) «Менеджмент». Может использоваться в учебном процессе педагогических направлений и специальностей вузов, а также системы повышения квалификации и переподготовки работников образования. Представляет интерес для руководителей и специалистов подразделений МЧС и служб безопасности, обеспечивающих безопасную работу учебных заведений. Оглавление предисловие .....................................................................................................................7 введение ................................................................................................................................9 ГлАвА 1. ТеореТические основы познАния социАльной сисТеМы ..............................................................................................................................16 1.1. Безопасность как социальное явление и категория бытия ............................ 16 1.1.1. Этимология категории безопасность в социальной системе..................... 16 1.1.2. Структура категории безопасности ...................................................................... 23 1.1.3. Статика и динамика категории безопасности .................................................. 25 1.1.4. Роль и место безопасности в жизнедеятельности человека и общества ................................................................................................................................... 29 1.1.5. Наука безопасности социальных систем ............................................................ 34 Вопросы и задания для самоконтроля ............................................................................ 43 1.2. Методологические основы исследования социальной системы ................. 44 1.2.1. Понятие социальной системы как объекта безопасности .......................... 44 1.2.2. Функция развития и безопасности социальной системы ........................... 45 1.2.3. Структура функции безопасности ........................................................................ 53 1.2.4. Законы развития и безопасности .......................................................................... 56 1.2.5. Факторы развития и безопасности ....................................................................... 62 1.2.6. Теория среды ................................................................................................................... 63 Вопросы и задания для самоконтроля ............................................................................ 76 1.3. Инструменты социальной системы ......................................................................... 77 1.3.1. Понятие инструмента социальной организации ............................................ 77 1.3.2. Категория потребности и интереса ...................................................................... 79 1.3.3. Категории опасности, угрозы и риска ................................................................. 98 1.3.4. Классификация видов угроз .................................................................................. 105 1.3.5. Функция безопасности как инструмент анализа решений ...................... 107 Вопросы и задания для самоконтроля .......................................................................... 113 Литература .................................................................................................................................113 ГлАвА 2. сисТеМА обрАзовАния кАк объекТ и субъекТ УДК 378(075.8)+65.012.8 ББК 65.29.1 ISBN 978-5-98704-423-5 © Минаев Г.А., 2009 © Университетская книга, 2009 © Логос, 2009 безопАсносТи .............................................................................................................116 2.1. Образовательная составляющая безопасности человека и общества .................................................................................................................................116 2.1.1. Понятие вида безопасности в сфере образования ....................................... 116 2.1.2. Роль и место системы образования в безопасности человека и общества .................................................................................................................................122 Вопросы и задания для самоконтроля .......................................................................... 126 2.2. Анализ явлений в системе образования ............................................................... 126 2.2.1. Категория интереса в сфере образования ........................................................ 126 2.2.2. Категория угрозы в сфере образования ............................................................ 133 2.2.3. Факторы развития и образовательной безопасности ................................. 134 2.2.4. Регулирование и контроль в системе образования ...................................... 137 2.2.5. Управление сферой образования ......................................................................... 145 2.2.6. Структура системы образования .......................................................................... 150 2.2.7. Негосударственные образовательные учреждения ...................................... 155 Вопросы и задания для самопроверки .......................................................................... 157
Стр.3
6 Оглавление 2.3. Содержание образования и безопасность человека ........................................ 157 2.3.1. Отражение категории безопасности в содержании образования .......... 157 2.3.2. Управление в содержании образования ............................................................ 162 2.3.3. Развитие и формирование интересов в содержании образования ..........171 2.3.4. Стандарты специальностей .................................................................................... 179 2.3.5. Безопасность: специальности и специализации ........................................... 181 2.3.6. Квалификационная характеристика безопасность-менеджера ............. 186 2.3.7. Опыт подготовки специалистов по безопасности социальных систем ..........................................................................................................................................189 Вопросы и задания для самопроверки .......................................................................... 191 Литература .................................................................................................................................192 ГлАвА 3. безопАсносТь и упрАвление обрАзовАниеМ .......... 193 3.1. Безопасность образовательного учреждения ..................................................... 193 3.1.1. Понятие безопасности образовательного учреждения .............................. 193 3.1.2. Система обеспечения безопасности ................................................................... 198 3.1.3. Структура системы обеспечения безопасности ............................................ 204 3.1.4. Меры по обеспечению безопасности................................................................. 211 Вопросы и задания для самоконтроля .......................................................................... 215 3.2. Физическая безопасность образовательного учреждения ........................... 216 3.2.1. Понятие физической защиты ............................................................................... 216 3.2.2. Понятие личной безопасности как потребности человека ...................... 218 3.2.3. Нормальное и опасное поведение человека ................................................... 223 3.2.4. Теория построения системы защиты объектов .............................................. 228 3.2.5. Технические средства безопасности ................................................................... 231 Вопросы и задания для самоконтроля .......................................................................... 236 3.3. Информационная безопасность образовательного учреждения ............... 236 3.3.1. Содержание понятия «информационная безопасность» .......................... 236 3.3.2. Задачи информационной защиты ....................................................................... 240 3.3.3. Информационная безопасность в образовательном учреждении ......... 241 3.3.4. Информационная опасность ................................................................................. 242 Вопросы и задания для самоконтроля .......................................................................... 247 Литература .................................................................................................................................247 ГлАвА 4. МеТодолоГия оценки уровня обрАзовАния ........... 249 4.1. Качество образования ..................................................................................................249 4.1.1. Этимология понятия «качество» .......................................................................... 249 4.1.2. Система качества обучения .................................................................................... 255 4.1.3. Стандарты на системы обеспечения качества обучения ........................... 259 4.1.4. Общественные аспекты качества образования ............................................. 264 4.1.5. Экономические аспекты качества образования ............................................ 267 Вопросы и задания для самоконтроля .......................................................................... 270 4.2. Измерение уровня качества обучения .................................................................. 270 4.2.1. Инструментарий измерения качества обучения ........................................... 270 4.2.2. Универсальная методика оценки уровня качества обучения .................. 272 4.2.3. Универсальная методика анализа образовательного учреждения ......... 280 Вопросы и задания для самоконтроля .......................................................................... 282 Литература .................................................................................................................................283 зАключение ...................................................................................................................284 ТезАурус .............................................................................................................................285 ПредислОвие Учебное пособие Г.А. Минаева посвящено очень сложной и важной теме – безопасности общества. Несомненно, что решение взаимосвязанных проблем развития и безопасности человека и общества требует новых принципов, подходов и идей. Один из таких подходов, развиваемый в пособии, – познание образовательного учреждения и системы образования через безопасность, через систему «безопасной оптики» бытия человека. Глубокий анализ этой темы давно назрел и совершенно необходим. Его цель – обратить внимание на проблемы стратегии управления функцией безопасности образования, дать систематизированный взгляд на ее роль и место в общественном развитии. Это важно потому, что стратегические ошибки в образовании оказываются самыми дорогими для человека. Такой анализ необходим еще и потому, что ощущение «новизны» нынешней России у многих создает иллюзии «действий с чистого листа» в сфере образования. И значит, иллюзии возможности не заниматься вдумчивым анализом ошибок советских и российских реформаторов образования, тех ошибок, которые привели в свое время к системному кризису образования в стране. Такой анализ также необходим потому, что слишком многие наши руководители в структуре управления образованием, в образовательных учреждениях явно упрощенно понимают роль образования в системе безопасности человека и общества, собственную роль и собственную ответственность. Система образования России, открывшись миру в результате политических и экономических реформ в стране, оказалась в непривычной для себя очень сложной ситуации многообразных и разнонаправленных внешних воздействий, которые сегодня никак нельзя не исследовать, не понимать и не учитывать. А усложнение этих воздействий непрерывно повышает и цену ошибок в разработке и реализации стратегии развития образования. Некоторые важные ресурсы использования инструментов теории безопасности в анализе системы образования были изложены в статьях и книге автора «Безопасность организации». Но в книге «Образование и безопасность» он впервые рассматривает систему образования через призму законов развития и безопасности соци
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ