Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.
Вестник культурологии  / №3 2013

ДАО ЖИВОПИСИ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторГудимова
Страниц11
ID472553
АннотацияИсторию китайской эстетики можно рассматривать как меняющийся во времени комментарий к древнейшим философским трактатам – «И цзин», «Дао дэ цзин», «Лунь юй» и «Чжуанцзы». Если конфуцианский канон оказал огромное влияние на музыкальную эстетику Поднебесной, то «Книга перемен» и даосизм – на эстетику живописи. Из «И цзина» в китайское искусство пришли теории переменчивой сути природных объектов и художественного творчества, сообразного с природой
Гудимова, С.А. ДАО ЖИВОПИСИ / С.А. Гудимова // Вестник культурологии .— 2013 .— №3 .— С. 110-120 .— URL: https://rucont.ru/efd/472553 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С.А. Гудимова ДАО ЖИВОПИСИ Историю китайской эстетики можно рассматривать как меняющийся во времени комментарий к древнейшим философским трактатам – «И цзин», «Дао дэ цзин», «Лунь юй» и «Чжуанцзы». <...> Если конфуцианский канон оказал огромное влияние на музыкальную эстетику Поднебесной, то «Книга перемен» и даосизм – на эстетику живописи. <...> Из «И цзина» в китайское искусство пришли теории переменчивой сути природных объектов и художественного творчества, сообразного с природой. <...> Например, именно с «Книгой перемен» связаны символика и устойчивый канон столь распространенной в Китае с древнейших времен живописи мэйхуа (дикой сливы). <...> Цветок дикой сливы олицетворяет солнечное начало – ян, само же дерево – ствол, ветви, наполненные соками земли, выра110 Дао живописи жают ее силу – инь. <...> В «Книге перемен» развитие всего мироздания и мельчайшей частички его предстает как смена фаз – девять перерождений. <...> Эти же ступени проходит и мэйхуа, отмечает Е.В. Завадская, – завязь, бутон, форма с закрытыми лепестками, полураскрытый бутон, полное цветение, полуувядание и увядание, когда лепестки опадают, а завязь превращается в зеленый плод сливы (4, с. <...> Крупнейший мастер и теоретик этого жанра Чжун-жэнь (XII в.) пишет, что ветви мэйхуа должны быть подобны изгибам молодого дракона, легкие их концы должны парить подобно фениксу. <...> В знаменитом китайском трактате по теории искусства «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» (1679–1818) в разделе «Книга мэйхуа» одна из глав посвящена раскрытию символики цветов сливы. <...> 111 С.А. Гудимова Философия даосов оказала огромное влияние на пейзажную живопись. <...> Классический китайский пейзаж, который воспринимается европейцами как светское искусство, до самого последнего времени был в Поднебесной своеобразной иконой: он изображал божество и служил очищению и просветлению. <...> В восьмой главе «Дао дэ цзина» есть фраза, которая во многом определила образный строй пейзажной живописи: «Высшая <...>