Н.И. Ищук-Фадеева НОВАЯ ДРАМА: ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ И ПОЭТИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ Аннотация. <...> В статье рассматриваются те структурные изменения в европейской и русской драматургии, которые привели к созданию новой драмы – это триединство героя, сюжета и жанра. <...> Ключевые слова: личность и герой; театр ожидания; глухой диалог; комедия рока; философия сюжета. <...> Возникнув на рубеже XIX–XX вв. в Западной Европе и России, новая драма ознаменовала новую эпоху в искусстве. <...> Идеалистический взгляд на 153 Н.И. Ищук-Фадеева роль личности в истории доминировал в течение длительного времени. <...> Разбирая философские взгляды XVIII в., он писал: «У Мабли выходит, что Минос целиком создал социально-политическую жизнь и нравы критян, а Ликург оказал подобную же услугу Спарте»4. <...> Эволюция французской трагедии – Корнель, Расин, романтическая драма – это путь усиления действенного начала и – параллельно – модификации жанра трагедии, наименее реалистического, по его мнению, наиболее символического, рассматривающего ситуацию sub specie aeterne. <...> При всех жанровых разно154 Новая драма видностях общим для драмы остается ее действенная природа и «конфликтный» герой. <...> «Драма вообще – это действие, это подражание жизни обыденной и печальной; это воспроизведение воли человека в конфликте с таинственными и естественными силами, которые нас ограничивают и умаляют; это один из нас, брошенный живым на сцену, чтобы там бороться против рока, против социального закона, против одного из себе подобных, если возникнет необходимость, против <…> недоброжелательства окружающих»5. <...> Драматургическая система Шекспира, как считал драматург и теоретик драмы, при всем своем величии исчерпала себя. <...> Знаменательно, что характеристику драмы, ставшей классической, Шоу дает в выражениях, текстуально близких соот155 Н.И. Ищук-Фадеева ветствующим местам «Сокровища смиренных» Метерлинка. <...> Для Метерлинка настоящей наполненной жизнью живет не активный волевой Отелло, а созерцательный <...>