Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 468934)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Предание о Тихвинской иконе Богоматери «Одигитрия»: текстологическое и историко-литературное исследование. Журнальный вариант (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКириллин Владимир Михайлович
Страниц19
ID940
АннотацияВ книге в контексте средневековой культуры и конкретных исторических обстоятельств рассматриваются первоначальные древнерусские повествования о чудотворной иконе Богоматери "Тихвинской" с точки зрения их литературной судьбы, идейно-художественной специфики и соотнесенности с комплексом авторских религиозных, политических, эстетических представлений. Публикация представляет собой не только исследование: в приложениях к последнему опубликованы наиболее важные для формирования всего предания о святыне тексты. Труд продолжает едва начатое отечественной медиевистикой изучение древнерусских сказаний об иконах и предназначается для историков, филологов, искусствоведов и всех, кому интересна жизнь древнерусского общества.
Кому рекомендованоДля историков, филологов, искусствоведов и всех, кому интересна жизнь древнерусского общества.
Кириллин, В.М. Предание о Тихвинской иконе Богоматери «Одигитрия»: текстологическое и историко-литературное исследование. Журнальный вариант / В.М. Кириллин .— 2008 .— 19 с.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

. В. М. Кириллин СКАЗАНИЕ О ТИХВИНСКОЙ ИКОНЕ БОГОМАТЕРИ «ОДИГИТРИЯ» Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» Тихвинская является одной из самых чтимых в Русской Православной Церкви святынь1. <...> С тех пор на Руси слава об этой иконе неуклонно росла; множились благодеяния людям болезным и несчастным, утесняемым и угнетенным, подаваемые через нее Пречистой Заступницей за род христианский2; распространялись списки с чудотворного образа и сами прославлялись как чудотворные3; воздвигались храмы в честь любимой святыни4; предание о ней наполнялось все новыми историческими подробностями. <...> В конце XV века были впервые записаны изустные известия о чудесном явлении иконы; в течение XVI столетия она стала повсеместно почитаемой на Руси святыней, история ее «явления» неоднократно перерабатывалась литературно, так что возникли, по крайней мере, 8 версий «Сказания» о ней5, распространявшиеся в большом числе рукописных копий (А6, Б7, В8, Г9, Д10, Е11, Ж12, З13), и даже попала в общерусское летописание в частности, в Воскресенскую летопись и в Лицевой летописный свод (Л)14; в XVII веке появились уже объемные книги, в которых ансамблево объединены были разные жанровые формы прославления чудотворной иконы и осмысления ее духовного значения для Русского государства, Церкви и православного народа: историкоповествовательная, риторико-поэтическая, гимнографическая, художественно-изобразительная15. <...> С середины XIX века Тихвинский образ Пресвятой Богоматери и его история как феномены литературы, искусства и духовной жизни русского народа оказываются вовлеченными в сферу многообразных интересов ученых филологов, историков, искусствоведов, причем и отечественных, и зарубежных16. <...> Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. <...> Сказание о чудотворной иконе Пресвятой Владычицы нашей Богородицы «Тихвинской» и о различных чудесах её. <...> Составлено по рукописи XVII столетия, хранящейся в Тихвинском монастыре. <...> Древняя история Тихвинской <...>
Предание_о_тихвинской_иконе_Богоматери_«Одигитрия»_текстологическое_и_историко-литературное_исследование._Журнальный_вариант.pdf
В. М. Кириллин В. М. Кириллин СКАЗАНИЕ О ТИХВИНСКОЙ ИКОНЕ БОГОМАТЕРИ «ОДИГИТРИЯ» Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» Тихвинская является одной из самых чтимых в Русской Православной Церкви святынь1 . Начало ее почитания как чудотворной относится к концу XIV века и связано с ее чудесным шествием по воздуху и явлением народу в Новгородской земле. С тех пор на Руси слава об этой иконе неуклонно росла; множились благодеяния людям – болезным и несчастным, утесняемым и угнетенным, подаваемые через нее Пречистой Заступницей за род христианский2 воздвигались храмы в честь любимой святыни4 ; распространялись списки с чудотворного образа и сами прославлялись как чудотворные3 ; предание о ней наполнялось все новыми историческими ; подробностями. В конце XV века были впервые записаны изустные известия о чудесном явлении иконы; в течение XVI столетия она стала повсеместно почитаемой на Руси святыней, история ее «явления» неоднократно перерабатывалась литературно, так что возникли, по крайней мере, 8 версий «Сказания» о ней5 Æ12 , распространявшиеся в большом числе рукописных копий (А6 ), и даже попала в общерусское летописание – в частности, в Воскресенскую летопись и в Лицевой летописный свод (Л)14 , Ç13 ; в XVII веке появились уже объемные книги, в которых ансамблево объединены были разные жанровые формы прославления чудотворной иконы и осмысления ее духовного значения для Русского государства, Церкви и православного народа: историкоповествовательная, риторико-поэтическая, гимнографическая, художественно-изобразительная15 . С середины XIX века Тихвинский образ Пресвятой Богоматери и его история как феномены литературы, искусства и духовной жизни русского народа оказываются вовлеченными в сферу многообразных интересов ученых филологов, историков, искусствоведов, причем и отечественных, и зарубежных16 1 ïðîò. È. Áóõàðåâ. Ì., 1994. Ñ. 79–87; Киселев À. À. Чудотворные иконы Божией Матери в русской èñòîðèè. Ì., 1992). 2 чудесах е¸. Составлено по рукописи XVII столетия, хранящейся в Тихвинском монастыре. Киев, 1912. 3 ÑÏá., 1864. 4 Кириллин В. М. Текстологический анализ ранних редакций «Сказания о Тихвинской Одигитрии» // Литература Древней Ðóñè: Источниковедение. Ë., 1988. Ñ. 129–143; Он æå. Литературная судьба «Ñêàçàíèÿ о Тихвинской Одигитрии» до исхода 5 XVI столетия // Исследования книжных памятников. Èñòîðèÿ. Филология. Источниковедение. Ì., 2000. Ñ. 71–108. 6 Одигитрии» // Книжные центры Древней Руси XI–XVI â.: Разные аспекты исследования. ÑÏá., 1991. Ñ. 214–217). 7 10 11 Текст опубликован с разночтениями по известным спискам (Кириллин В. М. Первоначальные редакции «Сказания о Тихвинской Текст опубликован с разночтениями по известным спискам (Там же. С. 217–219). 8 Основной ñïèñîê: ÐÃÁ. Ô. 310. ¹ 578. В 8-þ äîëþ. Полуустав. 2-ÿ половина XVI â. Ë. 141–148 îá. 9 Основной ñïèñîê: ÃÈÌ. Синодальное ñîáð. ¹ 944/1192. В 4-þ äîëþ. Полуустав. 2-ÿ половина XVI â. Ë. 35–41. Основной ñïèñîê: ÐÍÁ. Ñîáð. Кирилло-Белозерского монастыря. ¹ 83/1160. В 8-þ äîëþ. Полуустав. XVI–XVII â. Ë. 241–252 îá. Списки и текст см. ниже. 12 Основной ñïèñîê: ÐÍÁ. Основное ñîáð. русских рукописных êíèã. Q.1.1133. В 4-þ äîëþ. Полуустав. Середина XVI â. Ë. 38 îá.–54. 13 Основной ñïèñîê: ÐÍÁ. Ñîáð. Софийской библиотеки. ¹ 1449. В 4-þ äîëþ. Полуустав. 1602 ã. Ë. 544 îá.–560 îá. 14 ÏÑÐË. ÑÏá., 1859. Ò. VIII. Ñ. 48; ÏÑÐË. ÑÏá., 1897. Ò. XI. Ñ. 83. Ñì. òàêæå: Целепи Ë. Í., Успенский Â. Летописное Ñì. íàïðèìåð: [Èðîäèîí Ñåðãååâ]. Сказание о чудесах Тихвинской иконы Богородицы / ÎËÄÏ. ÑÏá., 1892. Ò. 101 (Литография рукописи XVII â.); [Èðîäèîí Ñåðãååâ]. Книга о Тихвинской Богоматери. ÃÈÌ. Ñîáð. À. Ñ. Óâàðîâà. ¹ 804/ сказание о явлении иконы Богоматери, иже в Тихвине. Выписка из лицевого Царственного летописца. СПб., 1903. 15 1259. 1695. 422 ë. (ðóêîïèñü). 16 Буслаев Ô. È. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. ÑÏá., 1861. Ò. II. Ñ. 269–278; Буслаев Ô. È. Древнерусская литература и православное искусство. СПб., 2001. С. 225–233; Гудзий Н. К. История древней русской литературы. 3-å èçä. Ì., 1945. Ñ. 279–280; Иванова È. À. Икона Тихвинской Богоматери // ÒÎÄÐË. Ì.; Ë., 1966. Ò. 22. Ñ. 419–436; Она æå. Летописные сведения об иконе «Богоматерь Тихвинская» // ÒÎÄÐË. Ë., 1969. Ò. 24. Ñ. 242–244; Jaaskinen A. The Icon of the Virgin of Tikhvin: A stady of the Tikhvin monastery palladium in the hodegetria tradition. Helsinki, 1976; Кириллин Â. Ì. «Сказание о Тихвинской Одигитрии» в общественно-политической и культурной жизни Руси конца XV – начала XVI века // Герменевтика древнерусской литературы XI–XVI âåêà. Ì., 1989. Ñá. 1. Ñ. 368–406; Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen. Наряду с чудотворными иконами Божией Матери «Владимирской», «Смоленской», «Феодоровской-Костромской», «КурскойКоренной», «Донской», «Казанской» и др. (Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. История их и изображения / Сост. Ильинский М. Сказание о чудотворной иконе Пресвятой Владычицы нашей Богородицы «Тихвинской» и о различных О чудотворно-явленной Тихвинской иконе Богоматери и о замечательных с не¸ списках. С литограф. изображением иконы. Борин В. М. Древняя история Тихвинской иконы Богоматери и храмосоздательство в честь е¸. М., 1902. , Á7 , Â8 , Ã9 , Ä10 , Å11 , 102
Стр.1
Сказание о Тихвинской иконе Богоматери «Одигитрия» И сегодня уже вполне обоснованно можно говорить о научной «тихвиниане» как об отдельной и специальной области гуманитарного знания17 . Однако, несмотря на огромный интерес к этой области со . Таким образом, настоящая работа есть еще один шаг по пути восполнения данного пробела. Как уже отмечено, к началу XVII столетия русскими книжниками были созданы 8 различных литературных версий «Сказания» о Тихвинской святыне. Все они отличались друг от друга по объему и составу, фактографическим и идейным содержанием и, соответственно, стилистически. Сравнительно вариативен и текст каждой версии, или редакции, «Сказания», если судить по выявленным спискам. При этом надо специально оговориться: главным показателем различия редакций служит характер именно легендарно-исторической части «Сказания» в хронологических рамках от явления Тихвинской иконы до возведения каменного храма в Тихвине, ибо состав информации, дополняющей эту основную часть сведениями о более поздних событиях, в списках даже одной и той же редакции может быть неодинаковым. Исключение представляет только текст редакции Е. Во всех списках он неизменен содержательно-стилистически, в них наблюдаются лишь орфографические расхождения. Кроме того, этот текст наиболее интересен с точки зрения литературной обработки предания о Тихвинской иконе. Его составитель явно стремился к идейнохудожественному обобщению, во-первых, всего накопленного исторического материала, а во-вторых, всех известных ему размышлений относительно духовного значения святыни. Вот почему, решая задачу научного освоения древнерусского предания о чудотворном Тихвинском образе Богоматери, целесообразно опубликовать текст именно данной редакции «Сказания». Мне известны 5 списков означенного текста: 1) в сборнике ГИМ. Собр. А. С. Уварова. Ë. 45 îá.–53. Скоропись; 2) в сборнике-конволюте ÐÃÁ. Музейное Ë. 145 îá.–162. Скоропись; 3) в сборнике ÐÍÁ. Ë. 122 îá.–127 îá. Скоропись; 4) в сборнике Ë. 72 îá.–84. Скоропись; 5) в Ë. 243–252 îá. Скоропись. ¹ 1868/40. В ëèñò. 1622 ã.19 ñîáð. ¹ 8433. В 4-þ äîëþ. 1-é ïîë. XVII â.20 Ñîáð. Ì. Ï. Ïîãîäèíà. ¹ 1558. В ëèñò. Ñåð. XVII â.21 ÐÃÁ. Ñîáð. Â. Ì. Ундольского. ¹ 593. В 4-þ äîëþ. XVII â.22 сборнике ÐÃÁ. Ñîáð. Â. Ì. Ундольского. ¹ 614. В 4-þ äîëþ. XVII â.23 Прежде всего, обращает на себя внимание «русская» часть указанных сборников. Все они отличаются заметной общностью, относительной устойчивостью и очевидной направленностью подбора статей, окружающих текст «Сказания о Тихвинской святыне» в редакции Е. Вот как эти статьи расположены (за исключением других, не важных в данном случае статей) в рукописи ¹ 1 (попутно отмечу расположение тех же текстов в других четырех сборниках). 1) Сказание, чего ради великаго града архиепископы на главах своих носят белый клобук… Нач.: По явлении святых апостол святейший папа римский Сильвестр, поуча царя Константина… (Л. 31). Это – известная «Повесть о новгородском белом клобуке», Legenden. Berlin, 1990. S. 174–183. Более подробную библиографию по вопросу ñì.: Benchev I. Bibliographie der Свидетельство тому – осуществленная в октябре 2001 г. международная научная конференция «Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: Иконография – История – Почитание». (См.: Программу и Тезисы докладов «Чудотворная Gottesmuterikonen. Bonn, 1992. S. 245–248. 17 икона Тихвинской Богоматери: Иконография – История – Почитание». СПб., 2001). 18 Кроме вышеуказанных литографированного издания книги Иродиона Сергеева и публикации летописной статьи о явлении Тихвинской иконы в Полном собрании русских летописей имеются только: 1) публикация редакции Б (Русский архив. 1881. Êí. 2. Ñ. 15–16) и 2) научное издание редакций «Ñêàçàíèÿ» А и Á, предпринятое мной (ñì. âûøå). 19 ×. 4. Ñ. 202–207. 20 Леонид, архим. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова в 4 ч. М., 1894. Музейное собрание рукописей. Ô. 178: Описание / ОР ÃÁË. Ì., 1969. Ò. IV. Машинопись. Ñ. 546–547. 21 Бычков А. Ф. Описание церковно-славянских и русских рукописных сборников императорской Публичной библиотеки. ÑÏá., 1882. ×. 1. Ñ. 161–180. 22 23 Грязина Ë. Ï. и äð. Опись фонда ¹ 310: Собрание Â. Ì. Ундольского / ОР ÃÁË. Ì., 1975. Ò. II. Машинопись. Ñ. 25–27. Там æå. Ñ. 46–51. стороны науки, все еще недостаточно хорошо известны литературные источники, составляющие основу почитания чудотворной Тихвинской иконы Богоматери, прежде всего, в силу отсутствия их научных публикаций18 103
Стр.2