О.В. Осипова СИМВОЛЫ И ЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР О.В. <...> Осипова СИМВОЛИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ЦИКЛА М. ЦВЕТАЕВОЙ <...> «СТИХИ К БЛОКУ»* В художественной системе «Стихов к Блоку» получают развитие разнообразные символические представления, благодаря которым смысловая структура цикла обогащается новыми значениями и ассоциациями. <...> Некоторые культурные символы образуют систему оппозиций, другие ассоциативно развиваются как символические ряды. <...> Один из значимых символов цикла – камень – встречается уже в первом стихотворении: Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. <...> Камень – символизирует связь между разными планами бытия, прошлым и будущим. <...> У Цветаевой имя Блока, Блок как поэт становится связью веков, источником духовной силы, его творчество – центральное звено в цепи бытийной истории. <...> Существует и другой вектор развития этого символа. <...> Камень ассоциируется с сакральным происхождением: Христос был рожден в каменной пещере и похоронен в скале. <...> И уже в первом стихотворении в связи с символикой камня возникают две ассоциации, * Осипова О.В. <...> Символические представления в художественной системе цикла М. Цветаевой <...> «Стихи к Блоку» // Семья Цветаевых в истории и культуре России. <...> 140 Символические представления в художественной системе которые далее в цикле получают свое развитие: «Блок – Христос» и «Блок – непонятый, непринятый» людьми, потому что он «новый» человек, родился «мимо времени». <...> Другое символическое представление, возникающее уже в первом стихотворении цикла М. Цветаевой <...> Мяч (шар) – это символ будущего, знак промысла, провидения, вечности, в отличие от креста – знака человеческого страдания. <...> Оппозиция «мяч (шар) – крест» рождает в системе цикла следующие смыслы: мяч, пойманный на лету, ассоциируется с именем Блока; поэт, поэзия и его творчество вечны, они исполнены божественной силы; поэт в мире людей обречен на страдание. <...> С образом Христа тесно связан и гвоздь <...>