Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Кнут Гамсун: биографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID4714
АннотацияОб авторе (Гамсун Кнут). Из Литературной энциклопедии (1929).
Кому рекомендованоОб авторе
Кнут Гамсун: биографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1929 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/4714 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ГАМСУН Кнут [Knut Hamsun, 1859--] -- псевдоним известного норвежского писателя Кнута Педерсена. <...> Детство и отрочество провел в северной деревне, там же окончил деревенскую школу. <...> Родители Г., обремененные большой семьей, отдали мальчика в учение к сапожнику, но от него Г. вскоре уходит и в погоне за независимой жизнью начинает вести с 17 лет бродячее существование. <...> 17-летним юношей печатает он свои первые произведения -- несколько стихотворений и рассказ "Bj&ouml;rger" (Бьергеры), написанный под сильным влиянием крестьянских рассказов Бьёрнсона. <...> В 1888 в норвежском журнале "Новая земля" появился отрывок из его почти автобиографической повести "Sult" (Голод), к-рая сразу сделала имя Г. известным не только в Норвегии, но и в других странах. <...> Объясняется это сходным в обеих странах экономическим положением мелкой буржуазии, ярким выразителем которой явился Г. Россия и Норвегия в начале XIX в. -- страны экономически отсталые, со слабо развитой промышленностью и большим сектором мелкой буржуазии, которая только в конце XIX и в начале XX века переживает болезненный процесс централизации капитала и пауперизации мелких производителей. <...> Мелкий буржуа, крестьянин, ремесленник медленно, но неуклонно превращаются из самостоятельных хозяев в пролетариев физического и умственного труда. <...> Творческий путь Г. -- это дорога исканий мелкого буржуа, сельского производителя, вытесненного с прежних позиций, поглощенного городом, потерявшего в нем свою самостоятельность и не сумевшего приспособиться к новым экономическим условиям. <...> Герой Г. одинок, за его спиной нет общественной опоры, его бытовые устои потрясены. <...> Кризис же быта для человека, потерявшего почву, превращается в кризис бытия. <...> В первый период своего творчества Г. ищет не выхода из этого кризиса, а только убежища для больной души своего героя. <...> Г. тогда занимают не социальные судьбы его класса; как и Достоевского -- любимого писателя Г., -- его интересуют психические переживания беспочвенного <...>
Кнут_Гамсун_биографическая_справка.pdf
Л. Блюмфельд ГАМСУН Кнут [Knut Hamsun, 1859--] -- псевдоним известного норвежского писателя Кнута Педерсена. Родился в семье деревенского портного. Детство и отрочество провел в северной деревне, там же окончил деревенскую школу. Родители Г., обремененные большой семьей, отдали мальчика в учение к сапожнику, но от него Г. вскоре уходит и в погоне за независимой жизнью начинает вести с 17 лет бродячее существование. Перепробовав до 22 лет много профессий (землекоп, грузчик, каменотес и т. д.) и объездив почти всю Норвегию, Г. в 1881 уезжает в Америку. Новый Свет встретил будущего писателя не более ласково, чем проводил Старый. Ему приходится вести жизнь полную лишений. Он то батрак, то парикмахер, чаще всего безработный. С 1886 Г. окончательно обосновывается в Норвегии. В 1921 ему была присуждена нобелевская премия. Писать Г. начал рано. 17-летним юношей печатает он свои первые произведения -- несколько стихотворений и рассказ "Björger" (Бьергеры), написанный под сильным влиянием крестьянских рассказов Бьёрнсона. Произведения эти не имели успеха. В течение последующих 12 лет Г. не публикует своих работ. От этого периода до нас ничего не дошло, так как автор уничтожил все написанное им в то время. В 1888 в норвежском журнале "Новая земля" появился отрывок из его почти автобиографической повести "Sult" (Голод), к-рая сразу сделала имя Г. известным не только в Норвегии, но и в других странах. В настоящее время Г. переведен на 16 яз., но особенный интерес возбудил он в России: Г. встретили как провозвестника новой эры в лит-ре; переводы его произведений появлялись одновременно с оригиналами, пьесы не сходили с подмостков русских театров. Объясняется это сходным в обеих странах экономическим положением мелкой буржуазии, ярким выразителем которой явился Г. Россия и Норвегия в начале XIX в. -- страны экономически отсталые, со слабо развитой промышленностью и большим сектором мелкой буржуазии, которая только в конце XIX и в начале XX века переживает болезненный процесс централизации капитала и пауперизации мелких производителей. Мелкий буржуа, крестьянин, ремесленник медленно, но неуклонно превращаются из самостоятельных хозяев в пролетариев физического и умственного труда. Творческий путь Г. -- это дорога исканий мелкого буржуа, сельского производителя, вытесненного с прежних позиций, поглощенного городом, потерявшего в нем свою самостоятельность и не сумевшего приспособиться к новым экономическим условиям. Герой Г. одинок, за его спиной нет общественной опоры, его бытовые устои потрясены. Кризис же быта для человека, потерявшего почву, превращается в кризис бытия. В первый период своего творчества Г. ищет не выхода из этого кризиса, а только убежища для больной души своего героя. Г. тогда занимают не социальные судьбы его класса; как и Достоевского -- любимого писателя Г., -- его интересуют психические переживания беспочвенного человека. Центральный образ произведений Г. первого периода его творчества -- городской житель, интеллигент. О его прошлом, о его работе, убеждениях мы ничего не узнаем, не это здесь важно, ибо только его душевная жизнь занимает автора. Основными источниками, питающими душевную жизнь героя Г., являются: любовь, страдания и природа (Нагель, Глан, Эдвард, Виктория, Иоганнес и др.). "Певец любви и природы" -- таким громким именем окрестила Г. русская деклассированная интеллигенция и критика после 1905. Проблемы любви и пола -- важнейшие для него проблемы жизни; по Г. -- любовь -- борьба между полами, роковое и неизбежное зло, ибо счастливой любви нет. Она -- основа жизни. "Любовь -- это первое слово, произнесенное богом, первая мысль, осенившая его" ("Пан"). Она выше человеческого понимания. На вопрос "что такое любовь?" человеческий разум не может найти ответа. Она заставляет героя действовать вопреки воле и логике, она - - свидетельство торжества иррационального в человеческой природе; любовь переносит человека из мира вещей в мир иллюзий и фантазии, она же и сливает человека с природой. Герои Г. болезненно эгоцентричны и неприспособлены к жизни, к борьбе, к самообороне. Голодающий ("Голод"), переживая жесточайшие муки, остается непрактичным альтруистом. Он готов отдать последнюю монету, полученную за заложенный жилет, первому попавшемуся нищему, заведомо зная, что тот богаче его. "Голод" -- рассказ, поражающий реализмом зарисовки физических мук, все-таки остается по преимуществу рассказом о мире фантазии, который открывается перед голодающим. Мелкая буржуазия, выкинутая из процесса производства, потеряла всякий импульс к борьбе и творчеству. Весь протест Нагеля ("Мистерии") против рутины современного общества сводится к эпатированию обывателя своего рода "желтой кофтой" -- вызывающим изумление гороховым костюмом. То, что является результатом экономического процесса, к-рого не понимает и не может понять Г., его герои приписывают темным силам, делающим человека игрушкой их капризов. Социальные причины заменяются мистическими. Одиночество, психическая разорванность, лихорадочность мысли, руководимой не логикой, а интуицией, некоторое душевное фиглярство (Нагель и Арендсен) -- все эти черты роднят героев Гамсуна с героями Достоевского. Но Гамсун не ограничивается одной зарисовкой гибели мелкого человека; на дальнейшем этапе своего творчества он ищет для него выход. Мировоззрение Гамсуна ярче всего выражено в двух его произведениях: пьесе "Ved Rigets Port" (У врат царства, 1895) и романе "Markens
Стр.1