№ 1 Ю.В. Денисова “О СПОСОБНОСТИ ПИСЬМА БЫТЬ ГРАФИЧЕСКИМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ДУХА ВРЕМЕНИ”1 (Н.Ф. Федоров и Н.В. Гоголь) В статье автор проводит сопоставление идей Н.В. Гоголя и Н.Ф. Федорова о письменной графике как источнике знаний о характере и духе эпохи, анализирует понятия “прогресс”, “позитивизм”, “цивилизация” у двух авторов, а также исследует вопрос о соотношении понятий “стоицизм”, “аскеза” и “творчество”. <...> В своем труде “Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т.е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства”2 Николай Федорович Федоров, русский мыслитель и философ, автор теории “общего дела”, осмысливший взаимоотношения Человека и космоса, рассматривает причины и следствия “ненавистной разделенности мира”3. <...> Он указывает на небратское состояние мира, т.е. на все отношения в мире людей, которые определяются, во-первых, как юридические и экономические; во-вторых, как сословные отношения и, в-третьих, как отношения розни между народами. <...> Причинами неродственности в мире Н.Ф. Федоров называет “гражданственность”, или “цивилизацию”, заменившую “братственность”, и “государственность”, заменившую “отечественность”. <...> “Отечественность — Денисова Юлия Викторовна — ст. преподаватель кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел. <...> Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т.е. немирного, состояния мира и о средствах восстановления родства. <...> К числу следствий этого состояния мира Н. Федоров <...> По мысли Федорова, в рамках позитивизма “каждое существо может быть воспринято другим существом только как материя, как вещь, одаренная способностью движения; и только для себя оно может существовать, себе только может являться как дух, одаренный сознанием, ощущением, волею”8. <...> В своей критике понятия “прогресс” Федоров отталкивается <...>