Пауткин ДОЛГОЕ ЭХО “НОЧНОГО СМОТРА” (балладный сюжет в творчестве польского живописца) Живописная наполеоника – явление всеевропейское. <...> Автором многочисленных полотен, посвященных этой эпохе, был польский художник В. <...> Творчество этого живописца мало известно в России. <...> В его романтической картине “Видение Наполеона на Св. <...> Елене” (1914) в начале XX в. по-новому воплотился известный сюжет “Ночного смотра”, представленный балладами Й. <...> Kossak (1857–1942) was the author of numerous pictures devoted to that epoch. <...> Баллада как лиро-эпический жанр несет в себе богатый изобразительный потенциал, оставляя место для творческого прочтения художником ее сюжета и образов. <...> Но если обычный иллюстратор, призванный следовать за поэтическим текстом, стеснен требованиями книжной графики1, создатель живописного полотна, навеянного балладой, обладает гораздо большей свободой в трактовке исходного материала. <...> “Ночной смотр” (1836) В.А. Жуковского, казалось Пауткин Алексей Аркадьевич – докт. филол. наук, проф. кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова; тел. <...> Она чужда романтизации завоевателя, а наполеоновский миф по понятным причинам не питал творческого воображения русских художников. <...> Пример необычного сочетания законов реалистического искусства бы, так и просится на холст, провоцируя исторического живописца своей лаконичностью в показе как наполеоновской эпохи, так и ее последующего восприятия в европейской культуре. <...> Вместе с тем при решении этой задачи перед художником неизбежно возникает целый ряд препятствий, обусловленных мистическим колоритом баллады и романтическим характером видения судьбы и деяний Наполеона. <...> Живописная наполеоника – явление всеевропейское, протяженное с романтизированным видением истории наполеоновских походов дает польская живопись. <...> Еще в 1797 г. в Италии, когда Бонапарт был генералом, формировались польские легионы Яна-Хенрика Домбровского. <...> А в дальнейшем с именем <...>