БАХТИН О ШЕКСПИРЕ Аннотация В статье собраны и систематизированы основные высказывания М.М. Бахтина о Шекспире. <...> Особое внимание уделено аспектам времени и «топографии» шекспировских трагедий в отличие от подходов с точки зрения так называемого «историцизма». <...> Михаил Михайлович Бахтин (1895–1975) не оставил какойлибо специальной и законченной работы о Шекспире – только отдельные высказывания, из которых лишь два – относительно развернутые. <...> Тем не менее за любым суждением или хотя бы упоминанием Шекспира в текстах Бахтина просматривается научноисследовательская программа, которая в заметках «К вопросам теории романа» (1941) определяется как «проблема изображения непрерывного и прерывистого речевого потока от Горация до Джеймса Джойса»1 (3: 557). <...> Речь идет о проекте исторической поэтики, продолжающей почин А.Н. Веселовского, но опирающейся на существенно иные мировоззренческие и теоретические основания, чем классическая (аристотелевская) поэтика и теория литературы Нового времени. <...> В этом по-бахтински большом контексте «большого времени» и «большого опыта» (5: 78) Шекспиру, 166 В.Л. Махлин бесспорно, принадлежит одно из первых мест (почти наряду с Рабле и Достоевским). <...> Целесообразно (1) уточнить это место Шекспира в контексте исторической поэтики Бахтина, затем (2) прокомментировать его интерпретацию трагического у Шекспира и, наконец, (3) соотнести высказывания Бахтина о Шекспире с научно-гуманитарными и философски-мировоззренческими проблемами, возникавшими в дискуссиях Бахтина с его современниками и его современностью. <...> Шекспир, по мысли Бахтина, – одна из ключевых фигур в истории «гротескного реализма» – традиции художественной символизации исторического опыта («духовно-содержательной сущности жизни») в мифе и фольклоре, в литературе и искусстве. <...> Особенности «гротескного реализма» в театре Шекспира – «всемирность (в смысле исторического охвата действием всего мира)» и, «так сказать, всевременность <...>