Гудвилл: токсичный актив с благовидным названием Гудвилл: токсичный актив с благовидным названием С.А. ДЗЮБА, доктор экономических наук, Иркутский национальный исследовательский технический университет. <...> E-mail: dfirk@mail.ru Отраслевой и региональный анализ накопления гудвилла1 осуществлён на базе корпоративной финансовой отчётности. <...> Он показывает, что основные массы гудвилла накоплены компаниями США и Европы, а в отраслевом разрезе доминируют компании, которые можно отнести к разряду высокотехнологичных. <...> Эволюция правил финансового учёта косвенно демонстрирует тесную связь накопления гудвилла с наличием финансового пузыря на фондовом рынке. <...> Ключевые слова: гудвилл, обесценивание гудвилла, SFAS 142, эффективность слияний и поглощений Взгляд на гудвилл с разных сторон Деловая репутация – один из важнейших активов компании в современной экономике. <...> Она помогает конкурировать за потребителя, она же способствует снижению трансакционных издержек в отношениях с партнёрами-поставщиками. <...> Такого рода преимущество вполне логично воспринимать как нематериальный актив, получивший название «гудвилл» (goodwill). <...> Поэтому в нормативной базе по учёту гудвилла компаний, появившейся 1 Гудвилл (goodwill) – один из финансовых активов компании, образующийся в результате сделки по слиянию и поглощению. <...> – №3 ДЗЮБА С.А. только во второй половине XX века, определялось, что гудвилл образуется единовременно только в момент, когда одна компания приобретает другую. <...> Если фактическая сумма сделки превышает оценочную стоимость компании, то это превышение отражалось на балансе как гудвилл покупателя. <...> Таким образом, сделка фактически фиксирует гудвилл как добровольную переплату со стороны покупателя за приобретаемый актив, что фактически позволяет рассматривать его как скрытый убыток. <...> Сказанное можно наглядно проиллюстрировать на примере приобретения китайской компанией Lenovo Group компании IBM PC Business, дивизиона IBM Corporation по производству <...>