Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология  / №3 2012

Лингвистический аспект концепции социальной первобытности Л. Леви-Брюля и теория Н. Я. Марра (60,00 руб.)

0   0
Первый авторБирюков
АвторыВерстин И.С.
Страниц18
ID467746
АннотацияРассматривается дискуссия о теории прелогического мышления французского этнолога Л. Леви-Брюля, разрабатывавшаяся им с 1910 г. и посвященная изучению специфических особенностей первобытного сознания. В дискуссии, разгоревшейся в 30-е гг. прошлого века, приняли участие как зарубежные, так и отечественные ученые. Свое весомое слово в дискуссию о прелогическом мышлении внесли Н. Я. Марр и его сторонники - "марристы", упрекавшие Л. Леви-Брюля в "мистицизме".
УДК316
Бирюков, Б. Лингвистический аспект концепции социальной первобытности Л. Леви-Брюля и теория Н. Я. Марра / Б. Бирюков, И.С. Верстин // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология .— 2012 .— №3 .— С. 125-142 .— URL: https://rucont.ru/efd/467746 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МАРРА Рассматривается дискуссия о теории прелогического мышления французского этнолога Люсьена Леви-Брюля, разрабатывавшаяся им начиная с 1910 г. и посвященная изучению специфических особенностей первобытного сознания. <...> Свое весомое слово в дискуссию о прелогическом мышлении внесли Н.Я. Марр и его сторонники — “марристы”, упрекавшие Леви-Брюля в “мистицизме”. <...> В нее были вовлечены десятки ∗ Бирюков Борис Владимирович, e-mail: GERUS2003@rambler.ru ∗∗ Верстин Игорь Семенович, e-mail: iqor-verstin@yandex.ru 1 Леви-Брюль (Levy-Bruhl L.) <...> Люсьен (1857—1939) — французский философпозитивист и предшественник структурализма, социолог, этнолог и антрополог, теоретик этнографии; заведовал кафедрой философии в лицее Людовика Великого (1885—1895), профессор философии и социологии в Сорбонне (1895—1899), директор Института этнологии при Сорбонне; его взгляды сформировались под влиянием учений Конта, Рибо и особенно Дюркгейма; занимался историей французской и немецкой философии XIX в., затем обратился к изучению мыслительных процессов первобытных народов; итогом его исследований явились работы “Мыслительные функции в низших обществах” (1910), “Первобытное мышление” (1922), “Первобытная душа” (1928) и др., построенные на большом этнографическом материале народов Африки, Австралии и Океании. <...> Свое весомое слово в дискуссию о прелогическом мышлении внесли Н.Я. Марр и его сторонники — “марристы”, упрекавшие Леви-Брюля в “мистицизме”. <...> Воспользуемся характеристикой взглядов Марра на соотношение языка и мышления, которую в статье “К вопросу о соотношении языка и мышления” дал философ Л.О. Резников еще до известной критики воззрений Марра со стороны “познавшего толк в языкознании” И.В. Сталина. <...> “Учение” Марра, как пишет отечественный философ, претендует на то, что может дать возможность определять “уровень развития каждого языка, его место в общем процессе исторического развития языков мира”3. <...> Процесс этот, по мнению Марра, отражает изменения <...>