Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Биосфера  / №2 2009

ФОРМИРОВАНИЕ БИОЦЕНОЛОГИИ В РОССИИ И ШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА (75,00 руб.)

0   0
Первый авторБоркин
Страниц16
ID467268
АннотацияЭкология в России как самостоятельная наука сформировалась примерно в 1920-х гг. Ее развитие фактически проходило тремя главными потоками в ботанике, гидробиологии и экологии наземных животных. Считается, что понятие «биоценоз» (Möbius, 1877) первым в русской литературе употребил зоолог и морской гидробиолог С.А. Зернов (1913). Однако идея изучения живых сообществ еще ранее проникла в русскую педагогику средней школы. Она была напрямую заимствована из немецкой педагогики уже в 1889 г. благодаря книге учителя Фридриха Юнге «Деревенский пруд» (Junge, 1885), непосредственного ученика Карла Мёбиуса, и получила затем широкое распространение в российской школе. В статье прослеживаются особенности восприятия идей Мёбиуса, Юнге и их последователей среди учителей в дореволюционной России. Разнообразие русских эквивалентов термина «биоценоз» в русской педагогической литературе стабилизировалось к 1920-м гг., когда стало ощущаться прямое влияние биологов-исследователей, в первую очередь ботаников
УДК37.01, 577.486, 930
Боркин, Л.Я. ФОРМИРОВАНИЕ БИОЦЕНОЛОГИИ В РОССИИ И ШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / Л.Я. Боркин // Биосфера .— 2009 .— №2 .— С. 256-271 .— URL: https://rucont.ru/efd/467268 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ УДК: 37.01, 577.486, 930 ФОРМИРОВАНИЕ БИОЦЕНОЛОГИИ В РОССИИ И ШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Л.Я. <...> Боркин Зоологический институт Российской академии наук, Санкт-Петербург Эл. почта: lacerta@zin.ru Статья поступила в редакцию 05.10.09, принята к печати 30.11.09 Экология в России как самостоятельная наука сформировалась примерно в 1920-х гг. <...> Считается, что понятие «биоценоз» (Mцbius, 1877) первым в русской литературе употребил зоолог и морской гидробиолог С.А. Зернов (1913). <...> Однако идея изучения живых сообществ еще ранее проникла в русскую педагогику средней школы. <...> Она была напрямую заимствована из немецкой педагогики уже в 1889 г. благодаря книге учителя Фридриха Юнге «Деревенский пруд» (Junge, 1885), непосредственного ученика Карла Мёбиуса, и получила затем широкое распространение в российской школе. <...> В статье прослеживаются особенности восприятия идей Мёбиуса, Юнге и их последователей среди учителей в дореволюционной России. <...> Разнообразие русских эквивалентов термина «биоценоз» в русской педагогической литературе стабилизировалось к 1920-м гг., когда стало ощущаться прямое влияние биологов-исследователей, в первую очередь ботаников. <...> Zernov (1913) was the first to use the German concept “Biocoenosis” (Mцbius, 1877) in Russian science. <...> The “biocoenosis” concept was transferred directly from German education under the influence of the book “Der Dorfteich” (1885) authored by Friedrich Junge, former student of Karl Mцbius in Kiel. <...> The variability of Russian interpretations of the words «biocoenosis” and «Lebensgemeinschaft» is presented in a tabulated form. <...> Биоценология, или экология сообществ, буквально расшифровывается как учение о биоценозах (сообществах). <...> Тем не менее, выдающееся для своего времени сочинение С.А. Зёрнова [20] о биоценозах Черного моря, изданное Императорской Академией Междисциплинарный научный и прикладной журнал «Биосфера» Л.Я. БОРКИН наук в Санкт-Петербурге, в Московском университете сначала отказывались даже принимать к защите в качестве магистерской диссертации. <...> К началу 1930-х гг. экология животных в СССР все еще оставалась молодой периферической научной дисциплиной, адептами <...>