О диалоговых стратегиях и тактиках в учебнонаучном дискурсе чающих и обучаемых. <...> Методологичес кой базой стандартов нового поколе ния является системнодеятельност ный подход, который призван обеспе чить, в том числе, активную учебно познавательную деятельность обуча ющихся, в результате которой сфор мируется личность, креативная и кри тически мыслящая, активно и целена правленно познающая мир, осознаю щая ценность образования и науки, владеющая основами научных мето дов познания окружающего мира, мо тивированная на творчество и иннова ционную деятельность [9]. <...> С Очевидно, что при заявленном подхо де учебник как основное средство обу чения должен отражать процессы на учного мышления, способствовать его формированию у обучающихся, быть своеобразным образцом /моделью та кого мышления. <...> Неслучайно современ ный научный дискурс, в том числе письменные тексты, демонстрирует установку на «коммуникативнопраг матическую открытость в сторону чи тателя» [11, с. <...> 9], т.е. диалогизацию общения, учёт так называемого «фак тора адресата» [1], прямое или кос венное обращение к читателю. <...> Таким образом, в научном тексте явно или скрыто присутствует виртуальное взаимодействие адресанта и адресата коммуникации. овременный педагогический процесс ориентирован на субъ ектсубъектные отношения обу Адресантом в научноучебном тексте является автор — учёныйпедагог, представляющий определённым обра зом отобранную и организованную на учную информацию. <...> Адресат — чита тель (истинный, реальный или предпо лагаемый, прогнозируемый, моделиру емый), обучающийся, на ответную ре акцию которого рассчитывает автор адресант. <...> Таким образом, с позиций личностнодеятельностного подхода текст учебника должен быть диалоги чен и выстроен так, чтобы в нём адре сат присутствовал как «субъектная творческая, познающая и понимающая сущность» [8, с. <...> Анализ дидактической <...>