Учитель ¹6'2013 ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 89 Гражданско-патриотическое воспитание школьников при изучении истории: опыт советской школы в историческом контексте С ЕГОДНЯ процесс формирования новой России идет по нарастающей: складывается государственность, формируется общероссийская нация, изменяется отношение к образованию и исторической науке. <...> Заполняя образовавшийся после крушения марксистско-ленинского подхода в стратегии воспитания вакуум цивилизационным, культурологическим, ценностноориентированным и другими подходами следует учесть накопленный опыт советской системы, как эффективного механизма образовательной политики государства, ее воспитательное влияние и воспитывающую роль во всех сферах жизнедеятельности общества. <...> В короткий срок в результате коренных социальных преобразований в СССР у подавляющего большинства советских людей сложились новые взгляды, сформированные на революционных, боевых и трудовых традициях Коммунистической партии по воспитанию гражданского и воинского долга, чувства социалистического интернационализма и советского патриотизма. <...> Это был «советский патриотизм», который органически слит с пролетарским интернационализмом, возникшим на основе международного единства пролетариата в борьбе за уничтожение капитализма, свободу, независимость и равенство всех больших и малых народов, образовавший новую историческую общность людей – советский народ. <...> Отличительной чертой патриотизма советских людей является его всенародный, активный деятельностный характер, способность к самопожертвованию и самоотвержению – именно те качества, которые стали важнейшей составляющей победы в войне с врагами социализма и империалистическими агрессорами. <...> Воспитание «советского гражданина» выражалось в формировании чувства гражданской ответственности, выработке внутренней потребности жить с прочными коммунистическими убеждениями и действовать по принципам <...>