80 К вопросу о воспитании: от школьного коллектива к личности ученика связано у каждого с этим периодом в жизни. <...> Учителя и одноклассники, совместные дела и разнообразные уроки – все это представляет собой яркую палитру уходящего детства и наступающей юности. <...> Но часто бывает, что у многих школьные воспоминания вызывают не трепетную ностальгию. <...> Они заставляют вновь пережить щемящие чувства обиды, горечи и раздражения. <...> И сколько бы не говорили о важности и первостепенной воспитательной роли семьи, вопросы школьного воспитания становятся все более актуальными и особенно остро встают в современном образовании. <...> Школа, в которую придет будущий ученик, классный коллектив, во многом определят не только его успехи и неудачи, но и дальнейшую жизненную позицию. <...> Формирование ученического коллектива и создание в нем благоприятного климата – важнейшая воспитательная задача для каждого педагога. <...> Оно требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, душевных переживаний, а также умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях учеников. <...> Классный коллектив «становится большой воспитывающей силой», когда дети осознают себя как единое целое. <...> Сколько воспоминаний «проявляется не столько в том, что коллектив осуждает или наказывает, сколько в том, что он берет на свой счет и хорошее и плохое, принимает на себя ответственность за предосудительные поступки». <...> 209 Выдающийся педагог-гуманист В.А.Сухомлинский считал, что «воспитание, побуждающее к самовоспитанию», и есть «настоящее воспитание» 2,с. <...> А это означает, что самым действенным воспитательным методом по отношению к ученикам является позиция помощи, сочувствия и добра. <...> Выстраивая стратегию своей профессиональной работы с классом, необходимо понимать и исходить из того, что в лице каждого ребенка педагог имеет не чистый лист, а носителя индивидуального жизненного опыта. <...> Реализуя принцип самовоспитания, учителю необходимо <...>