ПРОБА ПЕРА ПРОБА ПЕРА 130 Александр ЕГОРОВ, аспирант кафедры теории государства и права Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) СООТНОШЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И ПРАВА: ОСМЫСЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ И ПОИСКИ НОВЫХ РЕШЕНИЙ Заблуждением, идущим еще со времен философии Фихте, является абсолютное разделение права и нравственности. <...> В современном мире действуют различные виды социальных регуляторов, в числе которых выделяютcя моральные нормы, религиозные нормы, корпоративные нормы и т.д. <...> Право, являясь нормой, которая исходит от государства, выражает его волю и упорядочивает общественные отношения с точки зрения государственных велений, включается в огромный массив социальных регуляторов. <...> Правовые нормы не существуют в вакууме и взаимодействуют с другими социальными регуляторами, занимая при этом особое место. <...> Очень важным представляется вопрос о соотношении нравственных и правовых начал, так как без прояснения того, как соотносятся нравственность и право, в принципе невозможно понять содержание и тенденции развития права. <...> В процессе развития человеческого общества формировались различные В подходы к пониманию нравственности и права, а также к их соотношению между собой. <...> На начальных этапах развития человеческой цивилизации уровень общественного развития еще не позволял рассматривать право и нравственность как взаимосвязанные социально-культурные феномены. <...> Таким образом, право и нравственность противопоставлялись друг другу как обособленные регуляторы социальных отношений, на каждый из которых была возложена отдельная функция по упорядочению определенной сферы отношений между людьми. <...> И лишь в процессе дальнейшего развития человеческой цивилизации начали формироваться концепции, которые принципиально по-новому подчеркивали нравственное содержание права и указывали на тесную взаимосвязь права и нравственности. <...> Однако даже в концепциях некоторых мыслителей (в частности, Иммануила <...>