BARINOVA «ДОЛЖНЫ СЛУЖИТЬ ПОЖИЗНЕННЫМ И ТИХИМ ДЛЯ РАНЕНЫХ ВОИНОВ ПРИСТАНИЩЕМ» THEY MUST SERVE A LIFE AND A PEACEFUL HAVEN FOR THE WOUNDED WARRIORS Сведения об авторе. <...> В статье рассматривается явление военной инвалидности в российском историко-культурном пространстве, акцентируется внимание на некоторых нравственных проблемах войны и эволюции отношения государства и общества к военным инвалидам. <...> Ключевые слова: феномен инвалидности; инвалид; военная травма; нравственные проблемы войны; отношение к инвалидам войны. <...> Люди, получившие на войне ранения и тяжёлые увечья, — это особая категория инвалидов. <...> Поэтому наряду с политическими, экономическими, правовыми, собственно военными проблемами существовали и будут существовать нравственные проблемы войны. <...> О ДНА из них — это нравственное отношение к инвалидам войны. <...> По неписаным законам морали инвалиды войны должны занимать особое место, так как они утратили своё здоровье, выполняя приказ государства. <...> В эпоху Средневековья в европейских странах ветеранов призревали монастыри. <...> Первые госпитали и богадельни за государственный счёт в России были открыты при царе Фёдоре Алексеевиче, который в 1682 году издал соответствующий указ. <...> Причём рекомендовалось в госпитали помещать излечимых больных, а в богадельни — воинов с тяжёлыми ранениями, покалеченных и изуродованных, о чём писалось в указе: «…для бедных и отставных солдат, кои, будучи изуродованы на службе царской, не могли уже пропитать себя, богадельни сии должны служить пожизненным и тихим для раненых воинов пристанищем»1 . <...> Призрением солдат и офицеров также занимались монастыри. <...> В России термин «инвалид» начали употреблять в обиходе со времён Петра I. <...> Именно в петровские времена старых солдат, не способных к строевой военной службе вследствие заболевания, ранения или увечья, а также из-за преклонного возраста, стали называть инвалидами, направляя их для «дослуживания» на штатские должности. <...> 55 АРМИЯ И ОБЩЕСТВО Конец Бородинской <...>