224 УДК 378.147 ББК Ч448.043 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГСНТИ 15.41.21 Код ВАК 13.00.08 Каширина Светлана Дмитриевна, аспирант факультета социальной психологии, кафедра психологии управления, Московский городской психологопедагогический университет; 127051, г. Москва, ул. <...> ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СРЕД КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: организационная среда, высшее учебное заведение, социальнопсихологические характеристики организационной среды, личностная идентичность студентов. <...> Настоящая статья посвящена изучению особенностей формирования личностной идентичности студентов в высших учебных заведениях с различными типами организационных сред. <...> В качестве основной гипотезы выдвинуто предположение о том, что особенности и динамика формирования личностной идентичности студентов обусловлены содержательными социальнопсихологическими характеристиками организационной среды вузов. <...> Исследование, представляющее собой лонгитюд и включающее в себя два этапа, на каждом из которых респондентам предлагался одинаковый набор диагностических методик, проводилось на основе выборки студентов различных факультетов трех образовательных организаций г. Москвы – НИУ – ВШЭ; МГУ им. <...> Результаты исследования позволяют предположить, что успешному развитию личностной идентичности студентов вузов будет способствовать либо наличие культурной модели с сочетанием нескольких выраженных противоположных организационных парадигм (на примере НИУ – ВШЭ), либо наличие культурной модели с какой-либо одной доминирующей организационной парадигмой (на примере МГГУ им. <...> Тогда как наличие в вузе культурной модели с непротиворечивым сочетанием двух организационных парадигм (на примере МГУ им. <...> Согласованность представлений студентов о социально-психологических параметрах реальной и желаемой организационной среды, таких как инновационность <...>