Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Актуальные проблемы высшего музыкального образования  / №3 (37) 2015

ОТКРОВЕНИЕ ОБ «ОТКРОВЕНИИ»: «КНИГА С СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ» ФРАНЦА ШМИДТА (100,00 руб.)

0   0
АвторыАкопян Л. О.
Страниц10
ID325548
АннотацияСтатья посвящена самому значительному произведению австрийского композитора Франца Шмидта — оратории «Книга с семью печатями». Пер- вое в истории музыкальное произведение, отражающее книгу Откровения св. Иоанна Богослова во всей полноте ее содержания, апокалиптическая ора- тория Шмидта обнаруживает точки соприкосновения с ораторией «Апока- липсис с картинками» — воображаемым произведением Адриана Леверкю- на, героя романа Томаса Манна «Доктор Фаустус».
ОТКРОВЕНИЕ ОБ «ОТКРОВЕНИИ»: «КНИГА С СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ» ФРАНЦА ШМИДТА / Акопян Л. О. // Актуальные проблемы высшего музыкального образования .— 2015 .— №3 (37) .— URL: https://rucont.ru/efd/325548 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Первое в истории музыкальное произведение, отражающее книгу Откровения св. <...> Иоанна Богослова во всей полноте ее содержания, апокалиптическая оратория Шмидта обнаруживает точки соприкосновения с ораторией «Апокалипсис с картинками» — воображаемым произведением Адриана Леверкюна, героя романа Томаса Манна «Доктор Фаустус». <...> Ключевые слова: Франц Шмидт, оратория, Апокалипсис, Леверкюн, «Доктор Фаустус» Хотя Франц Шмидт, родившийся в 1874 году в Пресбурге (ныне Братислава) и умерший в 1939 году в Перхтольдсдорфе близ Вены, считается австрийским композитором, в его жилах текла по преимуществу венгерская кровь. <...> С детства Шмидт блестяще владел фортепиано и виолончелью; в 1896–1911 годах был виолончелистом Венского Филармонического оркестра и оркестра венской Придворной оперы (которой бульшую часть этого времени руководил Малер). <...> Как и Регер, Шмидт по своим взглядам отнюдь не был непримиримым консерватором, интересовался новыми течениями (в том числе творчеством Малера, Дебюсси и своего ровесника Шёнберга), но не рисковал выходить за рамки гармонического языка, формальных схем и инструментовки XIX века. <...> Гармонический язык симфонии — примерно тот же, что и в «Парсифале»: напряженные альтерации, оттягивание разрешений, гипертрофированное присутствие септаккордов с уменьшенным трезвучием. <...> На фоне наследия этого композитора оратория «Книга с семью печатями» производит впечатление почти чужеродного тела — ее словно писал художник совершенно иного, несравненно более высокого уровня. <...> Огромная по объему партия Евангелиста (Иоанна Богослова), по старой традиции, поручена тенору, партия Голоса Господа — басу. <...> Партии остальных четырех солистов, как и в баховских пассионах, не персонифицированы (монологи Господа может исполнять бас из этого квартета, тогда число солистов сокращается до пяти). <...> «Пролог» и первая часть разделены органной интерлюдией; другая органная интерлюдия помещена между первой и второй <...>