Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Обсерватория культуры  / №3 2013

КОНЦЕПТ ТЕЛА В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ: ОТ ДЮРЕРА ДО НЬЮТОНА (66,00 руб.)

0   0
Первый авторЛисович
Страниц8
ID447440
АннотацияКонцепт тела в европейской культуре означенного периода рассматривается в контексте попытки создать метафору цельного органического Универсума, построенного на неоплатонической аналогии макро- и микрокосма, а сам термин corpus — в качестве универсального обозначения объекта познания как единого целого, потенциально разложимого на части
УДК930.85
Лисович, И.И. КОНЦЕПТ ТЕЛА В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ: ОТ ДЮРЕРА ДО НЬЮТОНА / И.И. Лисович // Обсерватория культуры .— 2013 .— №3 .— С. 136-143 .— URL: https://rucont.ru/efd/447440 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 930.85 ББК 71.1 И.И. ЛИСОВИЧ КОНЦЕПТ ТЕЛА В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ: ОТ ДЮРЕРА ДО НЬЮТОНА Концепт тела в европейской культуре означенного периода рассматривается в контексте попытки создать метафору цельного органического Универсума, построенного на неоплатонической аналогии макро- и микрокосма, а сам термин corpus — в качестве универсального обозначения объекта познания как единого целого, потенциально разложимого на части. <...> Ключевые слова: тело, макрокосм, микрокосм, виталистский дискурс, десакрализация, аристотелианское тело. ермин corpus встраивается в риторику различных культурных практик Европы раннего Нового времени. <...> Виталистский дискурс в раннее Новое время был частью неОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И.И. <...> Концепт тела в европейской культуре раннего Нового времени: от Дюрера до Ньютона оплатонизма1 и герметико-алхимического представления о мире, где антропоморфизм проявляется в уподоблении микро- и макрокосма. <...> На протяжении XVI — XVIII веков происходит постепенное смещение репрезентации тела от виталистского дискурса к формальной физико-математической абстракции. <...> С дифференциацией отраслей знания и областей исследования в научной дескрипции в XIX — XX веках доминирует естественнонаучная репрезентация тела. <...> Эта концепция была экстраполирована на теорию классовой борьбы, антропологические (эволюционизм и функционализм) и социологические теории: «”Расплавить твердые тела” <…> означает избавиться от “неуместных” обязательств, стоящих на пути рационального вычисления результатов; как выражался Макс Вебер <…> как говорил Томас Карлайл, из многих уз, лежащих в основе человеческих отношений и взаимных обязанностей, оставить только “денежные отношения”» [9, с. <...> Неомарксисты, объединившие концепцию социального тела и бессознательного, исследовали сублимацию подавленных желаний в индустрию производства и потребления в микротехнологиях власти, контроля: «В любом обществе <...>