Портреты Николая II кисти финского художника Альберта Эдельфельта УДК 75.03 ББК 85.1 С.А. КОНТУЛА-ВЕББ ПОРТРЕТЫ НИКОЛАЯ II КИСТИ ФИНСКОГО ХУДОЖНИКА АЛЬБЕРТА ЭДЕЛЬФЕЛЬТА (К ИСТОРИИ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ) Отслеживаются связи с Россией одного из самых выдающихся художников Финляндии Альберта Эдельфельта. <...> Ключевые слова: Александр III, Николай II, Альберт Эдельфельт, искусство Финляндии, финские художники в России, Российская Академия художеств, портреты-заказы. графиком и иллюстратором. <...> Эдельфельт имел большое влияние на решение культурно-политических вопросов на своей родине, к нему обращались за советом многие художники Финляндии. <...> Эдельфельт проводил много времени за границей и вскоре стал востребованным портретистом среди европейской аристократии. <...> К самым известным его картинам, которые в настоящее время входят в коллекцию государственного музея Финляндии Атенеум, относятся «Королева Бланка» (1877), «Похороны ребенка» (1879), «В Люксембургском саду» (1887), «Мальчики, играющие на берегу» (1884) и «Бабы из Руоколахти»(1887). <...> Так, в шведскоязычной книге «Albert Edelfelt och Ryssland: Brev frеn еren 1874—1905» [2] собраны письма А. Эдельфельта <...> , большая часть которых адресована матери художника — Александре Эдельфельт. <...> Ur Albert Edelfelts brev: Drottning Blanca oh Hertig Carl. <...> Однако из письма матери художника из Антверпена осенью 1873 года можно сделать вывод, что художник уже бывал в Петербурге и посещал Эрмитаж. <...> Звание академика он получил в 1881 году за картину «Похороны ребенка», которая была написана на пленэре в Хайкко (1879). <...> Боткину, а в 1907 году приобретена в коллекцию Антелля в музей Атенеум за 5000 рублей. <...> Тогда он познакомился с семьей Манзи, которая гостила в доме по соседству, принадлежавшем близким друзьям матери художника — фамилии фон Эттер. <...> Семья Манзи (фамилия на самом деле английского происхождения и пишется Mounsey) жила в Петербурге и была очень обеспеченной. <...> Николай Манзи заказал художнику портреты обеих своих дочерей. <...> Портрет Александрины <...>