Репрезентация классической музыки в коммерческой рекламе // Обсерватория культуры. <...> УДК 782.1; 7.011 ББК 71; 85.3 И.М. ВЕТЛИЦЫНА ОПЕРА В КОНТЕКСТЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ Рассматривается эстетическая трансформация статуса оперы на рубеже ХХ—XXI веков, которая повлекла за собой изменение функционирования этого феномена музыкальной истории. <...> Опера во многих своих проявлениях начала жить по законам современного шоу-бизнеса, предполагающего целый спектр маркетинговых ходов, направленных на активизацию, удовлетворение и поддержание массового интереса к опере. <...> Ключевые слова: опера, массовая культура, шоу-бизнес, оперные звезды, кроссовер, оперный туризм, современная оперная режиссура. <...> Огромный пласт музыковедческой литературы посвящен, как известно, конкретным операм, оперному 2/2014 творчеству отдельных композиторов, оперным певцам и другим аспектам оперного искусства. <...> Этот аспект бытования жанра совсем недавно начал интересовать исследователей, ставящих своей целью «перейти от привычного <…> анализа оперы как искусства к рассмотрению оперной культуры общества как целостной динамичной системы, ядром которой является оперный театр, ибо именно в театре и через театр реализуется социальная функция оперного искусства» [1, с. <...> Особенно это важно сегодня, ибо очевидно, что опера как синоним оперного спектакля и, шире — оперного театра, начиная со второй половины ХХ века, обретает некое новое качество. <...> На самом деле, оперный театр способен дать людям то, что не под силу никакому другому виду музыкального искусства — эстетическое удовольствие особого рода — наслаждение. <...> 2 1 В этом оперный театр можно сопоставить только с театром драмаИменно это свойство жанра дало основание украинскому исследователю Л. Кияновской <...> Как справедливо отмечает тот же автор, «с точки зрения сочинения, опера <…> самый сложный музыкальный жанр, требующий от композитора (а не от слушателя) незаурядного профессионализма и весьма изощренного <...>