Р. Н. Щербаков ВЕЛИКИЕ ФИЗИКИ КАК ПЕДАГОГИ: ОТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ – К ПРОСВЕЩЕНИЮ ОБЩЕСТВА 3-е издание (электронное) Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высшихучебныхзаведений, обучающихся по специальности 050203.65 (032200)—физика Москва БИНОМ. <...> Щ61 Великие физики как педагоги: от научных исследований—к просвещению общества [Электронный ресурс] / Р. Н. Щербаков. <...> ISBN 978-5-9963-2546-7 Опыт преподавательской и просветительской деятельности классиков науки представлен как система их глубоких представлений и оригинальных взглядов на преподавание физики. <...> Н.А. Умов и его методическая школа по физике . <...> О.Д. Хвольсон — всероссийский учитель физики, автор уникального учебного курса. <...> Гений науки ХХ в. о преподавании и популяризации физики. <...> Отечественные ученые-физики как преподаватели в воспоминаниях учеников . <...> Педагогическое наследие выдающихся ученых-физиков и сегодня остается современным и весьма эффективным в по Предисловие вседневном процессе обучения и воспитания, оно задает высокий эмоциональный и научный уровень образованию в целом. <...> На примере анализа творчества отечественных и зарубежных классиков физики раскрыты определяющие моменты их преподавательской деятельности и те педагогические взгляды и представления, которыми они руководствовались в чтении своих лекций. <...> Для формирования личности молодого человека ХХI в. в творчестве классиков физики, в их преподавательской деятельности и педагогических воззрениях можно найти немало полезного для реализации и развития творческих возможностей и способностей личности, воспитания у нее вечных ценностей человеческого бытия. <...> Они были созданы усилиями нескольких поколений ученых в процессе научных исследований, образования, популяризации научных и технических знаний, публикаций монографий, учебной и популярной литературы по широкому спектру проблем классической и современной <...>
Великие_физики_как_педагоги_от_научных_исследований —_к_просвещению_общества_(2).pdf
УДК 37.01
ББК 74.03(0);74.03(2)
Щ61
С е р и я о с н о в а н а в 2007 г.
Щербаков Р. Н.
Щ61 Великие физики как педагоги: от научных исследований—к
просвещению общества / Р. Н. Щербаков.—
5-е изд., электрон.—М. : Лаборатория знаний, 2024.—
299 с.—(Педагогическое образование).—Систем. требования:
Adobe Reader XI ; экран 10".—Загл. с титул.
экрана.—Текст : электронный.
ISBN 978-5-93208-687-2
Опыт преподавательской и просветительской деятельности
классиков науки показан как система их глубоких представлений
и оригинальных взглядов на преподавание физики.
Для студентов и преподавателей педагогических вузов,
учителей, а также всех интересующихся историей науки.
УДК 37.01
ББК 74.03(0);74.03(2)
Деривативное издание на основе печатного аналога: Великие
физики как педагоги: от научных исследований—
к просвещению общества / Р. Н. Щербаков.—М. : БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2008.—296 с. : ил.—(Педагогическое
образование).—ISBN 978-5-94774-775-1.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении
ограничений, установленных техническими средствами защиты
авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя
возмещения убытков или выплаты компенсации
ISBN 978-5-93208-687-2
© Лаборатория знаний, 2015
Стр.3
Оглавление
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Введение. Наука, образование и популяризация научных
знаний в области физики . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава 1. Г. Галилей. Первые шаги в распространении
научных знаний в обществе . . . . . . . . . . . . . . 19
Глава 2. Р. Декарт. Картезианство и воспитание
личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Глава 3. И. Ньютон. Классическая наука
и образование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Глава 4. М.В. Ломоносов и его просветительская
деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
Глава 5. М. Фарадей — популяризатор науки своего
времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Глава 6. Дж.К. Максвелл. Неудачи ученого
как преподавателя и его успехи
как педагога-методиста. . . . . . . . . . . . . . . . . 101
Глава 7. А.Г. Столетов. Постановка физического
образования в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
Глава 8. Л. Больцман — ученый и педагог . . . . . . . . . 132
Глава 9. Н.А. Умов и его методическая школа
по физике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Глава 10. О.Д. Хвольсон — всероссийский учитель
физики, автор уникального учебного курса. . . 160
Глава 11. А. Эйнштейн. Гений науки ХХ в.
о преподавании и популяризации физики. . . . 175
Глава 12. Л.И. Мандельштам: «Учить физически
мыслить...». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
Глава 13. Л.Д. Ландау — ученым, учителям
и учащимся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
Стр.4
Оглавление
Глава 14. Р. Фейнман: «Объясняя саму суть
физики...» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 218
Глава 15. Отечественные ученые-физики
как преподаватели в воспоминаниях
учеников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
1. Беседа о физике как науке и научном знании. . . . 257
2. Ученые о преподавании основ физики
в школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277
Перечень личных имен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Стр.5