МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
На правах рукописи
КОХАНАЯ Ольга Евгеньевна
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ДЕТСКОГО И
МОЛОДЕЖНОГО ТЕАТРА <...> Специфика функционирования театра для детей и молодежи на
современном этапе ………………………………………………………162
Глава 3. <...> Репертуарная политика детских и молодежных театров как
важнейший фактор их деятельности – современные тренды…………187 <...> Осмысление
проблем
детского
и
молодѐжного театра в рамках теории культуры важно в связи с тем, что
социализация и инкультурация молодого поколения является одной из
актуальных проблем научной рефлексии, а в эпоху массовой культуры и
глобализации приобретает особое значение. <...> Вопрос о человеке как субъекте
культурного творчества является одним из важнейших в проблематике
современной культуры.
экономическая
и
События последнего времени подтвердили, что
cоциальная
дифференциация
российского
общества,
девальвация духовных ценностей, размытость ценностных ориентиров и
общественных идеалов, развенчание культурных традиций послеоктябрьского
периода оказали негативное влияние на общественное сознание, на состояние
культуры общества в целом, и резко снизили
воздействие детского театра на
позитивное моделирование картины мира ребѐнка, формирование целостного
потенциала личности, становление молодого человека в мире ценностей
культуры. <...> В формировании целостного потенциала личности особо важную роль
обретает деятельность детского театра как специфического института
социализации, включения в мир культуры в основных еѐ аспектах:
нравственном, политическом, эстетическом, интеллектуальном, социальнопсихологическом. <...> Мы полагаем, что только в рамках синтетического
подхода можно приблизиться к адекватному пониманию такого сложного и в то
же время целостного культурного феномена, как детский и молодѐжный театр. <...> Несмотря на исследовательскую <...>
Социокультурные_функции_детского_и_молодёжного_театра.pdf
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
На правах рукописи
КОХАНАЯ Ольга Евгеньевна
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ДЕТСКОГО И
МОЛОДЕЖНОГО ТЕАТРА
24. 00.01 – теория и история культуры
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени
доктора культурологии
Научный консультант –
доктор философских наук,
профессор А.Я. ФЛИЕР
Москва 2009
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………….…………………………..3
Глава 1. ФУНКЦИИ ТЕАТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И
МОЛОДЁЖИ…………………………………………….………….……24
1.1. Аксиологические и гносеологические функции театра для
детей и молодежи……..………….……………………………………......24
1.2. Сущность коммуникативно – игровой и творческой функции
театра для детей и молодежи………….………………………………….70
Глава 2. ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ
СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ…………………104
2.1. Традиции русского детско-юношеского театра и
современность..……………………………………………………….….104
2.2. Специфика функционирования театра для детей и молодежи на
современном этапе ………………………………………………………162
Глава 3. МЕСТО ТЕАТРА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ
ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ……………..187
3.1. Репертуарная политика детских и молодежных театров как
важнейший фактор их деятельности – современные тренды…………187
3.2. Театры для детей и молодежи в решении проблем
социализации и инкультурации: диалог культур……..…………….…212
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...……262
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………….…….…266
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Осмысление проблем детского и
молодѐжного театра в рамках теории культуры важно в связи с тем, что
социализация и инкультурация молодого поколения является одной из
актуальных проблем научной рефлексии, а в эпоху массовой культуры и
глобализации приобретает особое значение. Вопрос о человеке как субъекте
культурного творчества является одним из важнейших в проблематике
современной культуры. События последнего времени подтвердили, что
экономическая и cоциальная дифференциация российского общества,
девальвация духовных ценностей, размытость ценностных ориентиров и
общественных идеалов, развенчание культурных традиций послеоктябрьского
периода оказали негативное влияние на общественное сознание, на состояние
культуры общества в целом, и резко снизили воздействие детского театра на
позитивное моделирование картины мира ребѐнка, формирование целостного
потенциала личности, становление молодого человека в мире ценностей
культуры. Изменения в социальной структуре общества и тенденция к
глобализации обострили проблему культурной идентификации человека. Во все
эпохи идентичность личности являлась необходимым условием консолидации
общества.
Между тем, практика выявляет наличие существенного разрыва между
потенциальными возможностями театра для детей и молодежи как механизма,
способствующего выстраиванию социальной адекватности и идентичности
личности ребѐнка, достигнутым в свое время уровнем эффективного
функционирования театра юного зрителя - и проблемным положением детских
театров на современном этапе. В условиях коммерциализации искусства,
влияния различных антигуманных факторов на отечественную культуру,
сведения к минимуму внимания, уделяемого родителями формированию
ценностных ориентиров школьников, - использование театра для воздействия
на эмоциональную сферу ребѐнка, подростка, юноши, позитивную мотивацию
его поступков на явления современной жизни в условиях социализации
личности может представлять не только теоретический, но и практический
Стр.3
интерес. Театры для детей и молодѐжи в настоящее время продолжают
оставаться важной составляющей частью отечественной культуры – понимание
их роли в отражении и формировании картины мира ребѐнка особенно важно в
условиях открытого общества, возросших возможностей для межкультурных
взаимодействий.
В формировании целостного потенциала личности особо важную роль
обретает деятельность детского театра как специфического института
социализации, включения в мир культуры в основных еѐ аспектах:
нравственном, политическом, эстетическом, интеллектуальном, социальнопсихологическом.
Многогранность и полифункциональность театра для детей и
молодежи как элемента культурной среды обусловливает целесообразность его
анализа в сфере теории культуры.
При определении исследовательской проблематики данного социального
института культуры мы исходим из тезиса, что высшим назначением культуры
следует считать упрочение и развитие в человеке его чисто человеческого
качества свободы, способности свободного творчества, созидания культуры.
Развитие свободной, активной личности, пробуждение еѐ творческого
потенциала и составляют одно из главных предназначений театра для детей,
подростков и юношества на данном этапе, что делает необходимым анализ
феномена детского театра.
Говоря о театре для детей, подростков и юношества, мы должны иметь в
виду его существенную особенность – обращение деятелей театра к
неокрепшей, открытой для жизненных и культурных впечатлений душе, еще не
состоявшейся личности, не решившей для себя целый ряд вопросов своего
существования. Впечатления, полученные от общения с искусством, как
правило, остаются глубоко в подсознании на всю жизнь. Именно в этот период
человек моделирует свою картину мира.
Социальная востребованность этого типа театра в жизни подрастающего
поколения более чем очевидна и не нуждается в доказательствах. Гораздо
важнее выделить его функции и специфику их осуществления. При этом
воздействие на зрителя (в недалеком прошлом это были повсеместно театры
4
Стр.4