Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Социокультурные функции детского и молодёжного театра (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКоханая Ольга Евгеньевна
Издательство[Б.и.]
Страниц296
ID14340
АннотацияОсмысление проблем детского и молодёжного театра в рамках теории культуры важно в связи с тем, что социализация и инкультурация молодого поколения является одной из актуальных проблем научной рефлексии, а в эпоху массовой культуры и глобализации приобретает особое значение.
Кому рекомендованоДля научных работников, культурологов, искусствоведов.
Коханая, О.Е. Социокультурные функции детского и молодёжного театра / О.Е. Коханая .— диссертация на соискание ученой степени доктора культурологии .— : [Б.и.], 2009 .— 296 с. — URL: https://rucont.ru/efd/14340 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ На правах рукописи КОХАНАЯ Ольга Евгеньевна СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ДЕТСКОГО И МОЛОДЕЖНОГО ТЕАТРА <...> Специфика функционирования театра для детей и молодежи на современном этапе ………………………………………………………162 Глава 3. <...> Репертуарная политика детских и молодежных театров как важнейший фактор их деятельности – современные тренды…………187 <...> Осмысление проблем детского и молодѐжного театра в рамках теории культуры важно в связи с тем, что социализация и инкультурация молодого поколения является одной из актуальных проблем научной рефлексии, а в эпоху массовой культуры и глобализации приобретает особое значение. <...> Вопрос о человеке как субъекте культурного творчества является одним из важнейших в проблематике современной культуры. экономическая и События последнего времени подтвердили, что cоциальная дифференциация российского общества, девальвация духовных ценностей, размытость ценностных ориентиров и общественных идеалов, развенчание культурных традиций послеоктябрьского периода оказали негативное влияние на общественное сознание, на состояние культуры общества в целом, и резко снизили воздействие детского театра на позитивное моделирование картины мира ребѐнка, формирование целостного потенциала личности, становление молодого человека в мире ценностей культуры. <...> В формировании целостного потенциала личности особо важную роль обретает деятельность детского театра как специфического института социализации, включения в мир культуры в основных еѐ аспектах: нравственном, политическом, эстетическом, интеллектуальном, социальнопсихологическом. <...> Мы полагаем, что только в рамках синтетического подхода можно приблизиться к адекватному пониманию такого сложного и в то же время целостного культурного феномена, как детский и молодѐжный театр. <...> Несмотря на исследовательскую <...>
Социокультурные_функции_детского_и_молодёжного_театра.pdf
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ На правах рукописи КОХАНАЯ Ольга Евгеньевна СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ДЕТСКОГО И МОЛОДЕЖНОГО ТЕАТРА 24. 00.01 – теория и история культуры ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора культурологии Научный консультант – доктор философских наук, профессор А.Я. ФЛИЕР Москва 2009
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………….…………………………..3 Глава 1. ФУНКЦИИ ТЕАТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ…………………………………………….………….……24 1.1. Аксиологические и гносеологические функции театра для детей и молодежи……..………….……………………………………......24 1.2. Сущность коммуникативно – игровой и творческой функции театра для детей и молодежи………….………………………………….70 Глава 2. ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ…………………104 2.1. Традиции русского детско-юношеского театра и современность..……………………………………………………….….104 2.2. Специфика функционирования театра для детей и молодежи на современном этапе ………………………………………………………162 Глава 3. МЕСТО ТЕАТРА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ……………..187 3.1. Репертуарная политика детских и молодежных театров как важнейший фактор их деятельности – современные тренды…………187 3.2. Театры для детей и молодежи в решении проблем социализации и инкультурации: диалог культур……..…………….…212 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...……262 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………….…….…266
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Осмысление проблем детского и молодѐжного театра в рамках теории культуры важно в связи с тем, что социализация и инкультурация молодого поколения является одной из актуальных проблем научной рефлексии, а в эпоху массовой культуры и глобализации приобретает особое значение. Вопрос о человеке как субъекте культурного творчества является одним из важнейших в проблематике современной культуры. События последнего времени подтвердили, что экономическая и cоциальная дифференциация российского общества, девальвация духовных ценностей, размытость ценностных ориентиров и общественных идеалов, развенчание культурных традиций послеоктябрьского периода оказали негативное влияние на общественное сознание, на состояние культуры общества в целом, и резко снизили воздействие детского театра на позитивное моделирование картины мира ребѐнка, формирование целостного потенциала личности, становление молодого человека в мире ценностей культуры. Изменения в социальной структуре общества и тенденция к глобализации обострили проблему культурной идентификации человека. Во все эпохи идентичность личности являлась необходимым условием консолидации общества. Между тем, практика выявляет наличие существенного разрыва между потенциальными возможностями театра для детей и молодежи как механизма, способствующего выстраиванию социальной адекватности и идентичности личности ребѐнка, достигнутым в свое время уровнем эффективного функционирования театра юного зрителя - и проблемным положением детских театров на современном этапе. В условиях коммерциализации искусства, влияния различных антигуманных факторов на отечественную культуру, сведения к минимуму внимания, уделяемого родителями формированию ценностных ориентиров школьников, - использование театра для воздействия на эмоциональную сферу ребѐнка, подростка, юноши, позитивную мотивацию его поступков на явления современной жизни в условиях социализации личности может представлять не только теоретический, но и практический
Стр.3
интерес. Театры для детей и молодѐжи в настоящее время продолжают оставаться важной составляющей частью отечественной культуры – понимание их роли в отражении и формировании картины мира ребѐнка особенно важно в условиях открытого общества, возросших возможностей для межкультурных взаимодействий. В формировании целостного потенциала личности особо важную роль обретает деятельность детского театра как специфического института социализации, включения в мир культуры в основных еѐ аспектах: нравственном, политическом, эстетическом, интеллектуальном, социальнопсихологическом. Многогранность и полифункциональность театра для детей и молодежи как элемента культурной среды обусловливает целесообразность его анализа в сфере теории культуры. При определении исследовательской проблематики данного социального института культуры мы исходим из тезиса, что высшим назначением культуры следует считать упрочение и развитие в человеке его чисто человеческого качества свободы, способности свободного творчества, созидания культуры. Развитие свободной, активной личности, пробуждение еѐ творческого потенциала и составляют одно из главных предназначений театра для детей, подростков и юношества на данном этапе, что делает необходимым анализ феномена детского театра. Говоря о театре для детей, подростков и юношества, мы должны иметь в виду его существенную особенность – обращение деятелей театра к неокрепшей, открытой для жизненных и культурных впечатлений душе, еще не состоявшейся личности, не решившей для себя целый ряд вопросов своего существования. Впечатления, полученные от общения с искусством, как правило, остаются глубоко в подсознании на всю жизнь. Именно в этот период человек моделирует свою картину мира. Социальная востребованность этого типа театра в жизни подрастающего поколения более чем очевидна и не нуждается в доказательствах. Гораздо важнее выделить его функции и специфику их осуществления. При этом воздействие на зрителя (в недалеком прошлом это были повсеместно театры 4
Стр.4