Форум Лев Аннинский Границы и грани Выступление на выездной сессии, проведенной редакцией журнала «Дружба народов» при подержке Межгосударственного Фонда гуманитарного сотрудничества государств СНГ. <...> Беспрецедентная гуманитарная акция состоялась 22—24 марта 2012 года в Казани. <...> Будь прокляты границы бытия, Но грани без границ — благословенны. <...> Междуречье Башкирию и Молдавию, Грузию и Украину, Калмыкию и Казахстан вспоминает Равиль Бухараев в пронзительном своем «Междуречье». <...> С горькой радостью поминаю замечательного татарского лирика и философа, публициста, ученого, переводчика, писавшего на английском и мадьярском, не гово ря уже о татарском и русском. <...> Поэтому я хочу начать работу нашего уважаемого собрания с его стихов. <...> Однако Равиль зовет нас дальше, он взмывает над излучиной реки, очерченной Воробьевыми горами, над пустырями, свалками, бараками и складами, ждущими своей судьбы: И вот, стеклянными мазками изобразив цветной витраж, над золотыми Лужниками Казань возникла как мираж. <...> Да потому, что и я знаю, какая тоска охватывает временами на этом межнацио нальном межграньебезграничье. <...> Глухую досаду наши сотрудники гасили черным юмором: предлагали переименовать журнал во «Вражду народов». <...> Честно говоря, мне хотелось попасть в отдел русской критики. <...> Но в русской критике как раз шел погром: выворачивали наизнанку либералов. <...> Я сел штудировать историю литературы Кавказа, Поволжья, Сибири… Тогда–то и пахнуло на меня тысячелетней мощью татарской культуры: Казань была ярчайшей вехой на горизонте братских столиц… Сознавал ли я, что «дружба народов» — это официальная пристяжная доктрина вездесущего социалистического реализма? <...> И послушно принимал эту официальность, то есть нацио нальную одежду казенной социальной доктрины. <...> Если не путать клумпе и трехи, — можно было спокойно считать себя подкованным на пред мет эстонской или армянской словесности — им ведь предсказано было слиться <...>