Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
0   0
Первый авторЛурия
Страниц13
ID441318
АннотацияИсследование письма и чтения является разделом изучения высших корковых процессов, очень важным для топической диагностики мозговых поражений Являясь особой формой речевой деятельности, письмо и чтение существенно отличаются от устной речи как по своему генезу и психофизиологическому построению, так и по своим функциональным особенностям.
Лурия, А.Р. Исследование письма и чтения / А.Р. Лурия // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1 .— 2013 .— №5-6 .— С. 72-84 .— URL: https://rucont.ru/efd/441318 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М.,1950; Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. <...> А.Р. ЛУРИЯ Исследование письма и чтения Фрагменты а) Предварительные замечания Исследование письма и чтения является разделом изучения высших корковых процессов, очень важным для топической диагностики мозговых поражений. <...> 71 Развернутый характер этой деятельности сохраняется долгое время, и лишь на поздних этапах формирования письмо может превратиться в сложный автомати зированный навык. <...> Этот звуковой комплекс дробится на состав ные части, причем из плавно следующих друг за другом звуков выделяются основ ные составляющие слово единицы — фонемы. <...> Выделенные в результате такой работы фонемы должны быть расположены в из вестной последовательности и перешифрованы в соответствующие оптические структуры — графемы, которые обладают своими зрительнопространственными особенностями и уже на последнем этапе должны быть снова перешифрованы в систему двигательных актов. <...> Этот сложный процесс осуществляется с помощью комплекса средств, участие которых отчетливо заметно на начальных этапах формирования письма, когда оно еще носит характер развернутой неавтоматизированной деятельности. <...> Аналогичные затруднения звукового анализа и, следовательно, процесса письма на начальных этапах обучения нормального школьника можно вызвать, исключив участие артикуляции, например, предложив ребенку писать с открытым ртом. <...> 72 Не меньшую сложность представляет собой и второй этап письма, связанный с перешифровкой выделенных звуковых элементов (фонем) в оптические эле менты (графемы) и с их двигательным выполнением. <...> Известно, какие трудности в усво ении графем возникают при ослаблении зрительных дифференцировок и особенно при тех дефектах пространственного анализа, которые связаны с не достаточным выделением правой и левой сторон. <...> Е.В. Гурьянов (1940), Н.С. Пантина (1954) показали, что на ранних этапах обучения <...>