1910–1920е годы ■ АРТЕМОВ Владимир Алексеевич (1897–1982) — автор коммуникативной теории речи, специалист в области обучения иностранным языкам, детской дефектологии, психологии сценического искусства, психологии восприятия и памяти. <...> В 1918 г. за кончил философское отделение историкофилологического факультета Москов ского университета и в 20е гг. был сотрудником Психологического института. <...> Являлся вицепрези дентом Международного общества по фонетическим знаниям, член президиума Японского лингвистического общества, член редкол. ряда зарубежных фонетичес ких и психологических журналов. <...> Основные труды: Психологические основы внешнего оформления учебника начальной школы, Тезисы доклада. <...> М.,1956; О взаимоотношении физических свойств воспринимаемых качеств язы ковых значений и смыслового содержания речи // Вопросы психологии. <...> В данном случае речь идет лишь о применении к изучению детского чтения естественного экспе римента. <...> Что такое естественный эксперимент и как возможно его применение к изуче нию детского чтения? <...> Когда мы изучаем какуюнибудь форму поведения ребенка, например его эмо циональные реакции, мы можем пользоваться несколькими способами, мы можем применить несколько методов изучения этой формы поведения. <...> Если таким путем мы произведем многочисленные наблюдения над мно гими детьми и пожелаем сравнить эмоциональные реакции одного ребенка с эмо циональными же реакциями другого, то окажется, что мы не в состоянии будем этого выполнить, так как полученный нами материал не сравним в отдельных сво их частях. <...> Не сравним он потому, что наши дети не были поставлены в одни и те же, одинаковые для всех условия их поведения. <...> В результате мы не знаем, почему, например, данный ребенок имеет слабые эмоциональные реакции, — потому ли, что они действительно у него не ярко вы ражены, или потому, что им не было случая проявиться с достаточной силой, так как в процессе нашего <...>