Современные гуманитарные исследования, № 3, 2013 Социальная психология Соловей Л.В., кандидат социологических наук, доцент (Рубцовский институт (филиал) Алтайского государственного университета) ПОНЯТИЕ «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ» В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ Ассоциативные эксперименты, выявляющие содержание концепта интеллигенция, неоднократно проводились исследователями, они показали, что слова интеллигент, интеллигенция, интеллигентность не входят в ядро языкового сознания молодых россиян. <...> Данный социальный психолингвистический эксперимент позволяет репрезентировать смыслы, которые находятся на периферии языкового сознания. <...> Исследование (анкетирование) проводилось среди студентов дневного отделения Рубцовского института Алтайского государственного университета. <...> Респондентам было предложено, выбрать один из двух взаимоисключающих семантических признаков (всего 22 признака), структурирующих концепт интеллигенция. <...> Критерием для отбора признаков, перечисленных в анкете, преимущественно послужили семы, выявленные в ходе анализа словарных значений, а также известные стереотипы сознания. <...> Респондентам было предложено выбрать одну из двух противоположных оценочных характеристик интеллигента «плохой» или «хороший». <...> Известно, что русский язык не допускает такие сочетания, как «хороший интеллигент» или «плохой интеллигент». <...> Поэтому мы сочли возможным оценивание интеллигента признаками «плохой» или «хороший». <...> В нашем эксперименте всего 1% респондентов считает, что интеллигент плохой, 88,3 % участников эксперимента дали оценку «хороший», оставшиеся 10% – респонденты не смогли сделать свой выбор. <...> Социально-психологические характеристики, выбранные респондентами в ходе эксперимента, коррелируют с семами, выделенными на основании анализа словарных и терминологических значений концепта. <...> Семы включают антонимические признаки, актуализированные в репрезентациях <...>